Супермаркеты — закрыть, гостей не принимать
Вот, например, член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев предложил закрывать на выходные супермаркеты. На полном серьезе. Хочется спросить — за что?!
Понятное дело, ссылается парламентарий на зарубежный опыт. Так всегда удобнее: а как там, у них? Как будто там априори верно всегда и все. Как хорошо, например, в Германии: в пятницу в 20:00 крупные сети закрываются и не работают до понедельничного утра! Красота. А в магазинчиках шаговой доступности жизнь кипит без выходных и перерывов на обед. Но я помню СМС, пришедшую из-за кордона во время путешествия знакомых: «Доехали, все ок. Дико хотим есть. Все закрыто, а на заправке в минимаркете все съедено. Вот так Европа!»
Честно говоря, просто не понимаю, какой смысл в такой ситуации кивать на зарубежную практику. У нас же все другое. Хуже, лучше — не суть. Вот скажите, вы можете себе представить, как взлетят цены на все, от и до, в и без того недешевых магазинчиках во дворах? Уверяю вас, до небес взлетят! У нас, например, когда супермаркет закрылся поблизости, дворовая, «шаговой доступности» точка стала просто «золотой». А что делать, как прижмет — ведь все равно бежишь туда, за солью-спичками-хлебом, как говорится. На то она и «шаговая»! Но чтобы купить продукты с умом, что-то выбрать, подобрать и все такое, конечно же, идешь либо на рынок, либо в супермаркет, либо, у кого возможность есть, в некое оптовое заведение. Рыба ищет где глубже, человек — где дешевле. Но главное — а когда нам ходить-то туда, как не в выходные? На неделе после работы нет сил. Может, конечно, у уважаемого парламентария другие обстоятельства жизни, и тогда я просто рада за него…
Опустим сейчас другой аспект проблемы: не будем зацикливаться на том, что часть наших сограждан ждет выходных именно ради шопинга, поскольку именно он является самой эмоционально насыщенной составляющей их жизни. В этом не виноват никто: таким же фетишем могли стать не ТЦ со своим комплексом услуг, а выставки и галереи. Могли, однако не стали… По крайней мере, пока.
Кстати, правда и в том еще, что у работающих россиян выходные — уже почти ментально, поколенчески — закупочные дни. Предполагающие затем готовку еды на ближайшие дни рабочей недели. Когда покупать и готовить? Все на той же рабочей неделе?
А вот еще вопрос. А что делать, скажем, если «случились гости»? Ну представляете, звонят-пишут: «Мы скоро!» «Чо хошь», то и делай? В нашем «шаговом» магазинчике, например, такой минимум продуктов представлен, из которого приличного застолья не собрать никак: замороженная курица времен Гражданской войны в США — вершина всему, царица стола. Так что, гостей ею угощать? Еще и купленной за бешеные деньги?
Идея о закрытии супермаркетов выдвигается, кстати, не первый раз. Года два-три назад, не более, этот вопрос поднимали примерно с теми же «проложенными благими намерениями»: следствием этой инициативы виделось бурное развитие малых торговых форматов. Но правительство тогда сказало нет, за что ему спасибо большое. Ну, вроде и на этот раз оно не должно промахнуться… А вдруг нет? Если такое странное решение будет принято, что, начнем в обеденный перерыв сбегать за покупками?
…Мне всегда казалось, что законотворчество должно быть направлено на улучшение жизни, на то, чтобы людям стало проще и легче. От обсуждаемой инициативы — нервная изжога: неужели ко всем имеющимся проблемам надо придумать еще одну? Или надо было просто напомнить о себе, ей-богу…
Кстати, по моему глубокому убеждению, человек вообще имеет полное право покупать продукты там, где ему нравится, и тогда, когда ему удобно. Однако вместо того, чтобы сделать шаг в этом направлении, потребителей опять хотят слегка «наморщить», но не из вредности, а по недомыслию. Но и бог бы с этим, не привыкать! Проблема — в толкотне воды в ступе, в имитации бурной деятельности, отчего уже в теле усталость и в голове туман. А раздражения можно избежать, если просто перед «проявлением инициативы» поспрашивать тех, кого решено облагодетельствовать, во благо ли им это «благо».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции