На чем экономят россияне, и как делать покупки с умом
Глобальная компания-измеритель Nielsen Holdings PLC (Nielsen) опубликовала результаты исследований потребительского рынка России. Как отмечают отечественные СМИ, ознакомившиеся с исследованием, данные компании свидетельствуют, что больше половины россиян вынуждены экономить на одежде и развлечениях. Результаты показывают отрицательную динамику за последний квартал прошлого (2018) года.
Эксперты объясняют это тем, что одежда и развлечения не считаются нуждами первой необходимости, и подобные траты в условиях экономической нестабильности люди отвергают с большей легкостью, чем другие.
— Сам принцип такой экономии вполне естественен, и не только для наших сограждан – это нормальная общемировая тенденция, — пояснил бизнес-консультант Алексей Логинов.
— В сложной экономической ситуации люди начинают быстро и четко оценивать необходимость покупок. Поэтому кино, бильярд, боулинг и прочие подобные развлечения —отходят на второй или даже на десятый план. С одеждой тоже все понятно — без нее невозможно обойтись, зато можно забыть про вопросы моды и сосредоточиться на выборе более дешевых, но крепких и удобных вещей. Например, вместо итальянской или американской обуви выбирать белорусскую. Или вместо меховой шубы — пуховик или суконное пальто. В данной ситуации удручают не особенности экономии, а сама тенденция, вынуждающая людей экономить.
По данным Nielsen, на развлечениях в конце 2018 года экономили 57 процентов опрошенных, а на одежде — 59 процентов (можно было выбрать несколько пунктов экономии). Гораздо труднее россиянам было отказаться от привычек в еде и технических удобств. На питании экономили только 40 процентов респондентов. Главным образом они отказывались от фастфуда вне дома, а домашняя кухня оставалась прежней. На бытовой технике и гаджетах смогли сократить траты и того меньше людей — 38 процентов.
— Здесь надо понимать, что в обществе вообще развивается тренд на отказ от фастфуда, как от вредной пищи, — продолжил Логинов. — Мода на здоровый образ жизни сейчас усиленно декларируется многими сообществами и она находит отклик в народе. Ситуацию усиливают частые расследования на телевидении, и вообще в СМИ, по поводу вредных продуктов или соответствия составов тому, что напечатано на этикетках. Люди, конечно же, стараются питаться лучше, и тут можно говорить о двойном показателе. С одной стороны — это явная экономия на фастфуде и полуфабрикатах, а с другой стороны — приличные траты на здоровую пищу и экологически чистые продукты. По некоторым исследованиям, на здоровую пищу россияне стали тратить больше, даже несмотря на рост цен.
Данные Nielsen подтверждают слова эксперта: продовольственная экономия обнаружена именно в сегменте питания вне дома. При этом компания отмечает и моду на здоровое питание. Аналитика Nielsen показывает, что 75 процентов потребителей внимательно оценивают состав продуктов, а 76 процентов негативно относятся к искусственным ингредиентам. И, как результат, 73 процента опрошенных готовы тратить больше на здоровые и экологически чистые продукты.
— И даже в этом случае есть варианты экономии, — заметила эксперт по домашнему хозяйству Екатерина Николаева. — Первое правило: никогда не ходить по магазинам голодным. Чувство голода заставляет покупать в два-три раза больше продуктов, чем вам действительно надо. Если нет варианта поесть перед походом за покупками, то просто купите в ближайшей кофейне стакан кофе без сахара. И ходите за покупками с кофе. Ну и самое главное правило: заранее в спокойной остановке продумайте и напишите список нужных покупок. И ходите по магазину согласно списку.