Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

В Архитектурном институте отмечают юбилей Шехтеля

Общество

Весь цвет столичной – да что столичной – всероссийской! – архитектуры собрался в центре Москвы, на улице Рождественке. Здесь, в здании Московского архитектурного института представители научного сообщества МАРХИ, Российской академии архитектуры и строительных наук, Московского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова и многие другие проектировщики отмечают памятную дату – полтора века тому назад на свет появился гениальный архитектор, «отец» Ярославского вокзала и многих других памятников архитектуры – объектов культурного наследия как в столице, так и по всей России Франц (Федор) Осипович Шехтель.Организовать юбилей на высшем уровне архитекторам помог Комитет по культурному наследию города Москвы.Началось празднование открытием трехдневной Международной научной конференции «Федор Шехтель и эпоха модерна». Эта конференция собрала более 100 признанных специалистов по модерну из разных городов России и из-за рубежа, научные работники от архитектуры подготовили более 70 докладов как о стиле «модерн» вообще, так и о выдающемся его представителе – Франце Шехтеле.Для тех, кто не знает: Франц Осипович оставил свой неповторимый след не только в столице, но и по всей России, потому и доклады о его творчестве представляли довольно-таки широкую географию.Один из них повествовал о работах Шехтеля на юге России. Здесь, от Ростова до Владикавказа в конце XIX столетия после затяжной войны на Кавказе модерн получил просто-таки фантастическое развитие – разумеется, при самом активном участии и влиянии Франца Осиповича. Знаменитый зодчий оставил южанам такие памятные сооружения, как здание библиотеки музея Чехова в Таганроге, Зимний театр в Екатеринодаре, торговый дом- Управление Ростово-Владикавказской железной дороги и многие, многие другие.В другом докладе говорилось о работах Шехтеля и развитии модерна в целом в Нижнем Новгороде. Дело в том, что в этот город модерн пришел с некоторым опозданием – первые здания, выполненные в этом стиле, датируются началом XX века, всего таких построек в городе около сотни. Шехтелевский модерн в Нижнем Новгороде обрел себя, в первую очередь, не в купеческих особняках, а в крупных общественных местах и зданиях. Это и банк Рукавишниковых (ныне – здание Волжского речного пароходства), и здание Концертного зала, и въездные ворота на Нижегородскую ярмарку, выполненные в виде Триумфальной арки. В 1914 году Федор Осипович разработал проект здания губернского земского музея, но начавшаяся Первая мировая война помешала выполнить задуманное...Участникам конференции был представлен фильм «Пространство в архитектуре Федора Шехтеля», выполненный здесь, в лаборатории компьютерных технологий МАРХИ. Научные работники Архитектурного института продемонстрировали детальный анализ творчества Шехтеля с помощью современных компьютерных разработок...Ну и, конечно, изюминка торжества – в Архитектурном институте свои двери открыли сразу две выставки – выставка конкурсных работ студентов МАРХИ и «Творчество Ф.О. Шехтеля в архивных документах». В организации последней очень помогло Главное архивное управление города Москвы – здесь были собраны уникальные исторические документы. К примеру, прошения о разрешении на строительство, поданные в Городскую управу, планы и проекты зданий – будущих памятников архитектуры. Среди таких построек – «Дом на улице Большая Пресня» (1903 г.), «Владение С.Г. Лианозова в Камергерском переулке» (1914 г.), особняк самого Шехтеля на Большой Садовой (1910 г.)...А среди студенческих работ особняком стоит макет-реконструкция неосуществленного проекта Франца Осиповича – «Спорт-Паласа» (Ледового дворца). Это здание могло бы стать украшением Арбатской площади в центре столицы…Вот что сказал обозревателю «ВМ» ректор Строгановского университета Александр Стасюк:– На мой взгляд, главная особенность Франца Осиповича Шехтеля – его универсальность. Он, подобно многим творцам эпохи Ренессанса, не был узконаправленным специалистом, сочетая в себе как гениального архитектора, так и замечательного художника. Кроме того, у него было особенное, «русское» понимание модерна.– Выставка, посвященная деятельности и творчеству Шехтеля привлекла, собрала здесь, в МАРХИ научных работников, студентов, туристов, словом – всех, кому небезразличен исторический облик нашей столицы! – подчеркнул заместитель Главного архивного управления города Москвы Игорь Лукин. – И я рад, что наше ведомство внесло свою лепту в организацию этой выставки.[b]Цитата «ВМ»[/b][i]«Творчество дает бесконечное счастье, оно очищает от всякой скверны... Оно ведет нас к Возрождению»[/i][b]Федор Осипович Шехтель[/b][b]Кстати[/b][i]Как сообщает пресс-служба Москомнаследия, в этом году был опубликован очередной список московских творений великого Шехтеля, которые получили особый, охранный статус, то есть – де-юре стали объектами культурного наследия регионального значения. Среди них: особняк Кузнецовой на проспекте Мира, 43, электротеатр и выставочный зал в Камергерском переулке, 3А, строение 2 (ныне – Школа-студия МХАТ), доходный дом с магазинами на Пятницкой, 13, особняк Миндовской в Всполньном переулке, 9 и другие удивительной красоты дома. В продолжение темы – по проектам Шехтеля в столице возведены 80 зданий, почти половина которых входит в список объектов культурного наследия федерального значения.[/i][b]Прямая речьВалерий ШЕВЧУК, председатель Комитета по культурному наследию города Москвы:[/b][i]– Современный темп жизни нечасто дает нам возможность наслаждаться прогулками по улицам родного города, удивляться разительным особенностям тех или иных зданий, составляющих историю нашего города и хранящих память об ушедших эпохах. И, тем не менее, у каждого москвича существует свой сложившийся неповторимый образ Москвы – «своя Москва».Мою Москву я начал открывать в студенческие годы, когда в составе Добровольной народной дружины дежурил на улицах города: Пречистенка, Остоженка, Знаменка – исторические улицы, известные своими особняками. Именно здесь произошло мое знакомство с архитектурой модерна, которое во многом определило мои предпочтения в архитектурных стилях. Человеком московского модерна для меня, как, наверно, и для большинства москвичей, был и остается Федор Осипович Шехтель.Обращаясь к истории прошлого столетия, дорогу в которое открыл Модерн, можно с уверенностью сказать, что оно запечатлелось в человеческой памяти колоссальным числом символов культуры. Архитектурные произведения Шехтеля, наряду с другими творениями новаторов XX века, по праву снискали славу символов современности.Творчество Федора Шехтеля безгранично оригинально и индивидуально. Подобно другим творцам эпохи модерна – эпохи многоликой, но в то же время единой, в которой не было места стилистическому единству, уступившему стремлению к индивидуальному поиску истины, Шехтель создавал свои шедевры, которые отразили все многообразие русской культуры, и на сегодняшний день являются визитной карточкой Москвы.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.