В Архитектурном институте отмечают юбилей Шехтеля
Весь цвет столичной – да что столичной – всероссийской! – архитектуры собрался в центре Москвы, на улице Рождественке. Здесь, в здании Московского архитектурного института представители научного сообщества МАРХИ, Российской академии архитектуры и строительных наук, Московского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова и многие другие проектировщики отмечают памятную дату – полтора века тому назад на свет появился гениальный архитектор, «отец» Ярославского вокзала и многих других памятников архитектуры – объектов культурного наследия как в столице, так и по всей России Франц (Федор) Осипович Шехтель.Организовать юбилей на высшем уровне архитекторам помог Комитет по культурному наследию города Москвы.Началось празднование открытием трехдневной Международной научной конференции «Федор Шехтель и эпоха модерна». Эта конференция собрала более 100 признанных специалистов по модерну из разных городов России и из-за рубежа, научные работники от архитектуры подготовили более 70 докладов как о стиле «модерн» вообще, так и о выдающемся его представителе – Франце Шехтеле.Для тех, кто не знает: Франц Осипович оставил свой неповторимый след не только в столице, но и по всей России, потому и доклады о его творчестве представляли довольно-таки широкую географию.Один из них повествовал о работах Шехтеля на юге России. Здесь, от Ростова до Владикавказа в конце XIX столетия после затяжной войны на Кавказе модерн получил просто-таки фантастическое развитие – разумеется, при самом активном участии и влиянии Франца Осиповича. Знаменитый зодчий оставил южанам такие памятные сооружения, как здание библиотеки музея Чехова в Таганроге, Зимний театр в Екатеринодаре, торговый дом- Управление Ростово-Владикавказской железной дороги и многие, многие другие.В другом докладе говорилось о работах Шехтеля и развитии модерна в целом в Нижнем Новгороде. Дело в том, что в этот город модерн пришел с некоторым опозданием – первые здания, выполненные в этом стиле, датируются началом XX века, всего таких построек в городе около сотни. Шехтелевский модерн в Нижнем Новгороде обрел себя, в первую очередь, не в купеческих особняках, а в крупных общественных местах и зданиях. Это и банк Рукавишниковых (ныне – здание Волжского речного пароходства), и здание Концертного зала, и въездные ворота на Нижегородскую ярмарку, выполненные в виде Триумфальной арки. В 1914 году Федор Осипович разработал проект здания губернского земского музея, но начавшаяся Первая мировая война помешала выполнить задуманное...Участникам конференции был представлен фильм «Пространство в архитектуре Федора Шехтеля», выполненный здесь, в лаборатории компьютерных технологий МАРХИ. Научные работники Архитектурного института продемонстрировали детальный анализ творчества Шехтеля с помощью современных компьютерных разработок...Ну и, конечно, изюминка торжества – в Архитектурном институте свои двери открыли сразу две выставки – выставка конкурсных работ студентов МАРХИ и «Творчество Ф.О. Шехтеля в архивных документах». В организации последней очень помогло Главное архивное управление города Москвы – здесь были собраны уникальные исторические документы. К примеру, прошения о разрешении на строительство, поданные в Городскую управу, планы и проекты зданий – будущих памятников архитектуры. Среди таких построек – «Дом на улице Большая Пресня» (1903 г.), «Владение С.Г. Лианозова в Камергерском переулке» (1914 г.), особняк самого Шехтеля на Большой Садовой (1910 г.)...А среди студенческих работ особняком стоит макет-реконструкция неосуществленного проекта Франца Осиповича – «Спорт-Паласа» (Ледового дворца). Это здание могло бы стать украшением Арбатской площади в центре столицы…Вот что сказал обозревателю «ВМ» ректор Строгановского университета Александр Стасюк:– На мой взгляд, главная особенность Франца Осиповича Шехтеля – его универсальность. Он, подобно многим творцам эпохи Ренессанса, не был узконаправленным специалистом, сочетая в себе как гениального архитектора, так и замечательного художника. Кроме того, у него было особенное, «русское» понимание модерна.– Выставка, посвященная деятельности и творчеству Шехтеля привлекла, собрала здесь, в МАРХИ научных работников, студентов, туристов, словом – всех, кому небезразличен исторический облик нашей столицы! – подчеркнул заместитель Главного архивного управления города Москвы Игорь Лукин. – И я рад, что наше ведомство внесло свою лепту в организацию этой выставки.[b]Цитата «ВМ»[/b][i]«Творчество дает бесконечное счастье, оно очищает от всякой скверны... Оно ведет нас к Возрождению»[/i][b]Федор Осипович Шехтель[/b][b]Кстати[/b][i]Как сообщает пресс-служба Москомнаследия, в этом году был опубликован очередной список московских творений великого Шехтеля, которые получили особый, охранный статус, то есть – де-юре стали объектами культурного наследия регионального значения. Среди них: особняк Кузнецовой на проспекте Мира, 43, электротеатр и выставочный зал в Камергерском переулке, 3А, строение 2 (ныне – Школа-студия МХАТ), доходный дом с магазинами на Пятницкой, 13, особняк Миндовской в Всполньном переулке, 9 и другие удивительной красоты дома. В продолжение темы – по проектам Шехтеля в столице возведены 80 зданий, почти половина которых входит в список объектов культурного наследия федерального значения.[/i][b]Прямая речьВалерий ШЕВЧУК, председатель Комитета по культурному наследию города Москвы:[/b][i]– Современный темп жизни нечасто дает нам возможность наслаждаться прогулками по улицам родного города, удивляться разительным особенностям тех или иных зданий, составляющих историю нашего города и хранящих память об ушедших эпохах. И, тем не менее, у каждого москвича существует свой сложившийся неповторимый образ Москвы – «своя Москва».Мою Москву я начал открывать в студенческие годы, когда в составе Добровольной народной дружины дежурил на улицах города: Пречистенка, Остоженка, Знаменка – исторические улицы, известные своими особняками. Именно здесь произошло мое знакомство с архитектурой модерна, которое во многом определило мои предпочтения в архитектурных стилях. Человеком московского модерна для меня, как, наверно, и для большинства москвичей, был и остается Федор Осипович Шехтель.Обращаясь к истории прошлого столетия, дорогу в которое открыл Модерн, можно с уверенностью сказать, что оно запечатлелось в человеческой памяти колоссальным числом символов культуры. Архитектурные произведения Шехтеля, наряду с другими творениями новаторов XX века, по праву снискали славу символов современности.Творчество Федора Шехтеля безгранично оригинально и индивидуально. Подобно другим творцам эпохи модерна – эпохи многоликой, но в то же время единой, в которой не было места стилистическому единству, уступившему стремлению к индивидуальному поиску истины, Шехтель создавал свои шедевры, которые отразили все многообразие русской культуры, и на сегодняшний день являются визитной карточкой Москвы.[/i]