Выгода или безопасность: зачем вводить инициативу об уменьшении порога превышения скорости
Государственная инспекция безопасности дорожного движения одобрила инициативу об уменьшении порога превышения скорости до 10 километров в час свыше указанного на знаке значения. Глава ведомства, Михаил Черников, заявил, что это необходимая мера, однако ввести ее можно будет через год-два, когда все дороги проинспектируют и решат, что скоростные ограничения полностью соответствуют необходимым.
На сегодняшний день у экспертов нет единого мнения по этой инициативе. Кто-то считает, что таким образом Россия ступает на путь европейских стран, где даже минимальное превышение скоростного режима сразу карается штрафом, в то время как другие уверены, что за этим решением скрыт исключительно экономический аспект.
— Как написано на дорожном знаке, так и должно быть, — подчеркнул автообозреватель и радиоведущий Игорь Моржаретто. — Так что инициатива абсолютно нормальная. Я призываю любого попробовать в какой-нибудь Швеции ехать со скорость 80 километров в час, в то время как на знаке написано 60. Такой штраф влепят — мало не покажется.
Как отметил эксперт, подобный люфт появился как пробел в законодательстве, которое принималось 5–6 лет назад. Игорь Моржаретто пояснил, что, несмотря на уверенность многих, это было сознательное допущение. Порог в 20 километров в час появился именно случайно, и теперь его понемногу устраняют.
— Давайте подойдем к этой проблеме проще. Где можно ехать 80 километров в час, так и напишем, а не будем вводить людей в заблуждение другими знаками. Я бы добавил, что необходимо провести проверку и утвердить, что все установлено правильно, — сказал Игорь Моржаретто. — Я периодически бываю в Татарстане. Дороги великолепные, но едешь — знак 60 километров в час, а за ним — знак 40. И так несколько раз. Никому еще без штрафа не удалось уехать. Зачем так делать? Только чтобы деньги драть? Вот у нас есть проект трассы «Север-Юг» от Санкт-Петербурга до Новороссийска — там 120 километров в час на всем протяжении. Так и надо. А вот реализовать сокращение порога с 20 до 10 километров в час можно и быстрее, чем говорит ГИБДД. Было бы желание.
Впрочем, с Игорем Моржаретто не согласен его коллега, автоэксперт и радиоведущий Сергей Асланян. По его мнению, властями движет исключительно экономический аспект.
— Чем ниже порог, тем выше в итоге штрафы. Скорость не является линейным показателем безопасности, как утверждают в ГИБДД. Это лукавство, — отметил Сергей Асланян. — В 2014 году полицейские пришли с бумагами и документами и доказали, что чем выше скорость, тем больше дорожно-транспортных происшествий. А вот, например, на трассах России, где стоит скорость в 130 километров в час, ДТП нет вообще. Все эти разговоры о скорости и безопасности нужны только для штрафов.
Чем их больше в казну требуется, тем точнее нужна аппаратура, тем четче должны быть запреты.
— Далеко не всегда понятно, чем именно продиктован знак 40 на условном участке дороги. Ну да, эксперты посмотрели, рассчитали и сказали, что надо именно так. Так почему тогда таких 40-километровых знаков всегда полгорода? Почему не 53 или 29? При этом участки-то совершенно разные — где-то подъем, где-то остановка. Так чем это продиктовано? Ничем. Получается, что есть статистика, но ответ на нее всегда одинаковый — только 40 километров в час. А все потому, что реального ответа нет, — сказал Сергей Асланян.
Также, подчеркнул эксперт, есть существенный пробел в логике. Если вешается знак 40, то 50 — уже опасно, а 60 — просто смертельно. Но все ездят со скоростью 60 километров в час. И полицейские просто вешают знак и предъявляют статистику, что за отчетный период аварийность снизилась, — то есть все превышают скорость, но статистика говорит о снижении количества ДТП. Это может значить, что изначальные цифры лукавят, а от порога ничего не зависит.
— Но вот когда нужны финансовые показатели, тогда и начинается снижение порога и ужесточение правил. Как только порог снизят до 10 километров в час, станет больше ошибок, так как водителям придется привыкать к новым правилам. А значит — больше штрафов. Это отличная возможность заткнуть дыры в бюджете, — заключил Сергей Асланян.