Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Венские стулья

Венские стулья

Заявление о пропаже человека

Заявление о пропаже человека

Булочные в Москве

Булочные в Москве

Роман Костомаров

Роман Костомаров

Азартные игры

Азартные игры

Разновидность скворечников

Разновидность скворечников

Давили, давят и будут давить

Общество
Недавно Генпрокуратура призналась: число проверок малого бизнеса увеличилось по итогам минувшего года более чем в полтора раза и составило 690 тысяч.

Тогда как их предлагалось провести 412 тысяч в год. Разговоры про необходимость снижения давления на бизнес идут уже, кажется, столько, сколько существует сам частный бизнес в постсоветской России. Тема стала вечной. Почему?

Когда прокуратура сообщает о росте числа проверок, то она обнажает только верхушку этого «айсберга». Речь о плановых проверках, которые согласуют с надзорным ведомством. Однако под шумок разговоров о надобности сокращать проверки (был объявлены даже трехлетние «каникулы», которые уже кончились) чиновники и силовики сменили тактику, сделав упор на внеплановые проверки. Их согласуют с надзорным ведомством не более чем в трех процентах случаях. Число таких проверок увеличилось на десятки процентов. Такие проверки еще вернее приводят к штрафам. Поводом может стать что угодно. Например, после очередного ЧП могут начать проверять все подряд объекты подобного рода по всей стране. Кроме того, не требуют согласования с прокуратурой проверки исполнения ранее выданных предписаний, а также все проводимые в налоговой, таможенной и банковской сферах.

И когда Генпрокуратура рапортует, что ей удалось исключить из плана проверок на 2019 год аж 250 тысяч контрольных мероприятий, то почему-то есть уверенность в том, что проверяющие свое опять наверстают за счет мероприятий внеплановых. Под «святым» предлогом обеспечения здоровья и безопасности граждан. Все ради них.

Периодически объявляемые властями разные «каникулы» от проверок, на самом деле, ничего не решают. Это чистый и пустой пиар. К примеру, Минэкономразвития тоже регулярно отчитывается о снижении числа не только плановых, но даже и внеплановых проверок. Однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается. Если, по данным министерства, в 2017 году (тогда еще действовали эти самые «проверочные каникулы») проведено около 1,7 миллиона проверок, на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году, то, по данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова и опросам самих предпринимателей, число проверок доходило до 10 миллионов. Дело в том, что официальная (министерская) статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются без проверок, а также о всяких рейдах, контрольных закупках и так далее. К примеру, Роспотребнадзор возбуждает без объявления проверки каждое четвертое дело об административных правонарушениях, Росприроднадзор, Ространснадзор, Россельхознадзор — до половины дел, а ФАС России и Росалкогольрегулирование — до 90 процентов. Такие надзорные действия, по идее, тоже надо считать проверками и вносить в Единый реестр проверок.

Чем громче и чаще представители власти говорят с трибун о своей заботе о бизнесе и надобности «снизить гнет», тем больше предприниматели жалуются, что гнет сей только растет. В последнее время в ходе самых разных опросов предпринимателей именно усиление бюрократического давления со стороны государства выходит на первое место среди всех озабоченностей. Бесчисленные регуляции и регуляторы, которые неустанно плодят все новые и новые формы отчетности, по своей изощренной бессмысленности напоминают систему, описанную еще Францем Кафкой. Даже налоги уже давно отошли на второй план, налоговая нагрузка у нас не выше, чем в развитых странах. Зато формы налоговой, как и всякой прочей отчетности, пухнут и усложняются буквально на глазах. На первом месте по силе бюрократического и надзорного гнета, если судить по опросам предпринимателей, такие сферы, как строительство, торговля, научно-производственная деятельность и отрасли ИТ-технологий: в этих сферах процент предпринимателей, посетовавших на трудность ведения бизнеса, превышает 90 процентов.

Давили, давят и будут давить Чиновники продолжают быть главными врагами бизнеса / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Работа чиновников теперь у нас оценивается согласно модному термину KPI. И свой KPI они понимают так, что чем больше бумаг ты наплодишь и надзорных функций придумаешь, тем у тебя KPI круче, толще и длиннее. Именно поэтому большая часть малого и среднего бизнеса у нас остается в тени и выходить оттуда в этот кошмар вовсе не жаждет. За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так и не поднялась выше 20 процентов, тогда как в Европе и Америке она составляет 60–75 процентов. При этом у нас 95 процентов малых и средних предприятий — это, на самом деле, микробизнес, работающий в основном в сфере торговли.

Или, например, в ходе реформы по «оптимизации административного контроля» ввели для бизнеса так называемые чек-листы, используемые при проверках. По идее, эти чек-листы представляют собой исчерпывающий список. Больше, чем в нем обозначено, проверять нельзя. Однако, к примеру, в чек-листе Роспотребнадзора для проверки обычного ресторана — более 190 пунктов. Для сравнения: в США похожий документ содержит 78 пунктов, а в Казахстане — лишь 38. Но это еще «цветочки» по сравнению с тем, что содержится в чек-листах по промышленной безопасности. А там ни много ни мало 20 тысяч обязательных требований.

Сейчас придумали новое «послабление»: «регуляторную гильотину». Пройтись по всем нормативным актам, устанавливающим разные требования для бизнеса, многие из которых создавались еще в советское время. Таких нормативных актов накопилось аж около 9 тысяч. Если верить планам правительства, то из всех действующих формально требований и нормативных актов должны остаться только те, которые будут переподтверждены или утверждены в измененном виде.

Верить ли в то, что бюрократия сама себя может окоротить? Ведь с ней на словах боролись в России всегда. При царях. При большевиках. При ужасном Сталине. И при сумасбродном Хрущеве. Искоренял бюрократизм Брежнев и добравшийся уже в немощном состоянии до поста генсека Андропов. А уж как искоренял бюрократизм энергичный Горбачев, даже страшно вспомнить. В постсоветское время бюрократия на время пригнула голову разве что тогда, когда с ней перестали яростно на словах бороться. Однако сегодня в экономике, огосударствленной чуть ли на 70 процентов, как можно всерьез говорить о борьбе с бюрократией? Это ведь не просто закон Паркинсона в действии, но закон Паркинсона, помноженный на всю кафкианскую ширь и дурь отечественного чинуши. Сама по себе борьба с бюрократизацией силами самой бюрократии — абсурд. Еще, глядишь, придумают специальные формы отчетности о том, как побороли бюрократизм в одном отдельно взятом месте.

Между тем, рецепт борьбы за свободу предпринимательства от идиотских административных оков прост, как палка. И он не лежит в сфере бюрократии вообще. Он лежит в сфере политики. Самое верное средство раскрепощения экономики от лишних административных оков — это политическая конкуренция и независимый суд. В условиях политической конкуренции, скажем, правительство, которое не смогло справиться с актуальными экономическими задачами и погрязло в бумаготворчестве, уходит в отставку и уступает место политическим конкурентам. При определенных условиях похожих целей можно достичь и в формате просвещенного авторитаризма, но — выстроенного на принципах меритократии. И в этом случае тоже не обойтись без независимого суда и без того, чтобы чиновники, зарвавшиеся в бюрократизме, за которым часто просматривается коррупция, были бы вовремя отправлены в отставку. А то и в места еще куда более отдаленные.

А те проверяющие, которые нанесли бизнесу убытки своими заведомо чрезмерными действиями, понесли бы за это материальную ответственность.

И пока этого не будет, с трибун будут по-прежнему литься сладкие речи о снижении административного давления на бизнес. В которые не верят сами их произносящие.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.