Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Павел Кузьмин: В цифровом портфолио важен весь процесс обучения и жизни ребенка

Общество
Директор Московского центра качества образования, кандидат педагогических наук
Директор Московского центра качества образования, кандидат педагогических наук / Фото: Официальный сайт ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» 
В феврале 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин в ходе выступления на международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» коснулся вопроса создания цифрового портфолио как нового способа учета достижений школьника в эпоху цифровизации и даже высказал предположение, что в будущем цифровое портфолио заменит Единый государственный экзамен.

Цифровое портфолио не только сможет автоматизировать предоставление разнообразных результатов учебным заведениям, но и заменить резюме при устройстве на работу. Эта тема интересует и школьников, и их родителей, и учителей, и представителей вузовского сообщества.

Чем будет полезно цифровое портфолио для всех участников образовательного процесса, как и кем оно формируется, обеспечит ли преемственность среднего и высшего образования – на эти и другие вопросы отвечает директор Московского центра качества образования Департамента образования и науки г. Москвы Павел Кузьмин, который побывал на клубе учителей «Вечерней Москвы».

- Павел Владимирович, почему именно сейчас заговорили о необходимости создания цифрового портфолио?

- Золото XXI века – это данные. Уже сегодня у нас появилось большое количество цифровых данных, с которыми мы можем работать, в том числе и в образовательном процессе. Если посмотреть на топ-10 перспективных профессий будущего, которые составляют ведущие мировые аналитические компании, то мы там найдем и разработчика робоэтики, и куратора персональных данных, и специалиста по восстановлению экосистем, и даже космического гида. Чем будут заниматься данные специалисты, мы можем еще не до конца понимать, но уже сейчас система образования должна реагировать на те изменения, которые происходят или произойдут в ближайшем будущем. То есть готовить наших выпускников к жизни в цифровом мире и к готовности осваивать эти и многие другие, пока еще не очень нам понятные, профессии. Поэтому должны меняться и наши образовательные инструменты, и механизмы, в том числе то, как мы работаем с разнообразными результатами детей. Те компетенции, которые мы должны развивать в наших школьниках, должны соответствовать тем профессиям, которые будут востребованы в будущем. В систематизации и целенаправленности этого нам призвано помочь портфолио.

В настоящий момент концепция нового вида урока по соответствующей теме находится на стадии обсуждения В настоящий момент концепция нового вида урока по соответствующей теме находится на стадии обсуждения / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

- Так что же оно собой все-таки представляет?

- Есть ряд вопросов, на которые должно отвечать цифровое портфолио: что ребенок изучал, чему научился, с каким результатом, в каких кружках занимался, какие есть интересы, в каких олимпиадах участвовал и побеждал, в какие музеи, театры и технопарки ходил, какие книги читал, что умеет, что строил и изобретал. И информация об этом в электронном виде собирается в течение всех лет обучения в школе. На самом деле, многие вузы и компании захотели бы работать с данными такого портфолио, будь у них возможность, – это позволило бы искать и находить талантливых, заинтересованных ребят, приглашать их к себе на обучение, на стажировки, а потом и на работу. А анализ собственного портфолио помогал бы ученикам и их семьям более обоснованно подходить к выбору высшего образования и будущей профессии.

- И какие данные могли бы оказаться в этом портфолио?

- Думаю, что портфолио никогда не будет состоять из конечного набора показателей. В нем могут быть образовательные результаты - данные итоговой аттестации, диагностик в электронной форме, работа в Московской электронной школе. В него же могли войти личностные достижения школьника, участие в проектах, конкурсах, дополнительное образование, волонтерские практики, спортивные соревнования и ГТО, профессиональные пробы, участие в олимпиадах, предпрофессиональное образование и профильное обучение, публикации, результаты исследований. Всего не перечислишь. О содержании портфолио сейчас идет профессиональное обсуждение, участие в котором могут принять все желающие: и учителя, и родители, и сами учащиеся.

- Но ведь у ребенка может и не быть особых достижений – ни побед в олимпиадах, ни призовых мест в спорте?

- Цель портфолио, на мой взгляд, – оценить ученика не только с точки зрения успешен - не успешен, а предложить ему возможные направления его профессионального становления. Не бывает совсем не успешных детей. Тогда это уже вопрос к нам, ко взрослым, как мы с этим ребенком работаем. Я убежден, что не надо сравнивать детей друг с другом. Ребенок может быть не склонен к научной работе, но стать высококвалифицированным техником, он будет качественно делать свою работу, достойно зарабатывать. В портфолио могут оказаться результаты его практической работы в школьные годы или в колледже. Поэтому любой ребенок должен быть ценен для образования, и любые виды позитивных и полезных результатов должны учитываться.

- Пожалуй, один из главных вопросов – сроки. Я слышала, что цифровое портфолио начнут формировать уже с нового учебного года.

- О конкретных сроках очень рано еще говорить. Да, проект запускается, формируется наш, московский, опыт. Мы двигаемся очень аккуратно, начиная постепенную интеграцию, обсуждаем определенные предложения, которые будут  реализованы в будущем. Есть идея, и к ее реализации надо двигаться. Этот путь непростой, длинный, и связан он с защитой информации, с защитой интересов семьи, с удобством для учителя и для всех участников образовательного процесса.

В портфолио важен весь процесс обучения и жизни ребенка, каждая его активность, его интересы внутри и вне школы и многое другое В портфолио важен весь процесс обучения и жизни ребенка, каждая его активность, его интересы внутри и вне школы и многое другое / Фото: Элина Масимова, «Вечерняя Москва»

- То есть это все – некая фантастика, будущее? Или уже какие-то шаги сделаны?

- В рамках Московской электронной школы есть сервис «Мои достижения». В личный кабинет ребенка в этом сервисе передаются данные по итоговой аттестации, по олимпиадам, по тестированиям в центрах независимой диагностики и в школе, по предпрофессиональному экзамену.

Опять же, немаловажный момент – культура самооценивания. Часто у нас либо завышенные представления о себе, либо заниженные. Именно сервис «Мои достижения» позволяет в любое время и где угодно проходить тесты, выполнять задания, чтобы получать о себе, о своих знаниях реальные данные. На мой взгляд, правильно, если такие данные тоже будут подгружаться в портфолио.

- Заменит ли цифровое портфолио ЕГЭ, ОГЭ и другие процедуры?

- Важно понимать, что ЕГЭ и ОГЭ – это однократный срез тех или иных знаний и навыков, и принципиально, как ты подготовился к этой сдаче. Если мы говорим о портфолио – в нем важен весь процесс обучения и жизни ребенка, важна каждая его активность, его интересы внутри и вне школы и многое другое. Это уважение к разной деятельности, к результатам, к предметам не только в момент сдачи экзамена, но на всем протяжении обучения. Это возможность более серьезного отбора в вузы будущих абитуриентов, это помощь абитуриентам в выборе траектории - куда дальше двигаться, в какой вуз поступать. И даже для работодателя это база достижений потенциального сотрудника на протяжении многих лет. Компоновать свое цифровое портфолио можно всю жизнь.

- Видеть динамику достижений ребенка – это очень важно.

- Сейчас много интересных исследований, которые показывают: работодатели заинтересованы в людях, способных обеспечивать быстрый рост компетенций в сравнении с самими собой. Школьные оценки – это не сравнение одного ребенка с другим или среднестатистическим уровнем, в первую очередь это динамика ребенка. Анализ больших данных позволит выбирать наиболее эффективные практики, помогать ребенку формировать его персональную образовательную траекторию, давать ему тот или иной нужный именно ему контент.

- То есть мы действительно говорим о персонифированном образовании?

- Об отдельной серьезной образовательной траектории для каждого ребенка. И такие инструменты у нас с вами уже появляются в реальной практике. Это новые возможности работы с детьми, учет его интересов, навыков и склонностей. Проведя анализ больших данных, мы сможем предложить конкретному школьнику тот образовательный контент, который нужен будет именно ему, поймем, какие образовательные методики будут наиболее эффективны для него.

В настоящий момент концепция нового вида урока по соответствующей теме находится на стадии обсуждения В настоящий момент концепция нового вида урока по соответствующей теме находится на стадии обсуждения / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Не получается, что мы таким образом лишаем ребенка свободы выбора? Например, ребенок показывает прекрасные результаты по математике, все тесты и диагностики говорят, что ему нужно идти учиться на экономиста, а он в глубине души мечтает писать сценарии. Но мы ему упорно подсовываем математические задачки.

Никто у ребенка, у семьи не отнимает права выбирать образовательную траекторию, чем заниматься в жизни, в какие кружки, музеи и театры ходить, каким спортом заниматься. Главное для человека – это право выбора. Портфолио, скорее, призвано помочь в более осознанном выборе. Например, на основе анализа имеющихся данных и результата за предыдущий период школьнику могут рекомендовать сходить на какие-то экскурсии, посетить какие-то занятия, прочитать книги. Это помощь, а не контроль, помощь в осознанном выборе.

- А кто будет вносить данные школьника в цифровое портфолио?

- Мы говорим о цифровой среде, а это значит, что в идеале не потребуется ввод данных вручную - ни учителем, ни родителем, ни самим школьником. Данные должны автоматизированно подгружаться в личный кабинет. Это очень важно. В результате, например, мы разгрузим учителя, у него появится больше времени для творческого подхода к урокам. Но за семьей должно оставаться право при желании довнести достижения ребёнка.

- Цифровое портфолио будет аккумулировать большой объем персональных данных. Как они будут защищены?

- В первую очередь стоит разделять понятия «персональные данные» и «данные ограниченного доступа». Под данными ограниченного доступа имеются в виду результаты оценочных процедур. И прямой корреляции между увеличением объема результатов и объема персональных данных нет: если у Иванова Ивана, который учится в 11-ом классе школы, прибавятся в цифровом портфолио результаты его победы в олимпиаде, то, по факту, количество его персональных данных в портфолио не увеличивается.

Есть разные виды защиты персональных данных, сейчас популярна технология блокчейн. Например, в Московском центре качества образования все результаты детей дублируются на сеть защищенных серверов, ответственность за доступ к которым несут разные специалисты. Если говорить простым языком, то даже если я захочу исправить результаты Ване Иванову на одном из серверов, то на остальных семи, к которым у меня нет доступа, эти данные не поменяются. И всем придет оповещение, что такой-то человек заходил на сервер в такое-то время и проводил такие-то операции. Защита и достоверность данных – это многоступенчатая проверка и контроль, их невозможно изменить. Все мы живем в цифровом мире, где каждое наше действие фиксируется. Со временем подобные технологии будут совершенствоваться.

У каждого, кому сейчас за сорок, есть дома большая папка, в которой собраны все грамоты, сертификаты, дипломы. И мы сами решаем, кому ее показывать, а кому нет – работодателю, друзьям или никому. Цифровое портфолио будет открыто всем?

Открывать портфолио, например, вузу или нет должно быть решением семьи или самого школьника. Более того, он сам должен решать, какие именно результаты открываются внешнему сообществу.

Вопросов еще очень и очень много. Например, кто гарантирует, что то, что попадет в цифровое портфолио – это работа ребенка, а не папы или мамы, или куратора кружка? Это вопрос о доверенной среде, из которой мы будем получать данные результаты. В портфолио нельзя учитывать платные конкурсы, где за «100 рублей» все участники становятся победителями. Есть объективные городские конкурсы проектно-исследовательских работ, различные серьезные олимпиады, результаты которых могут попасть в портфолио. Уверен, что по этой теме нужна отдельная дискуссия.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.