Сергей Собянин: Качество обучения будущих медиков — наша ключевая задача
Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Первый Московский медуниверситет имени Сеченова. Год назад Первый мед открыл Институт электронного медицинского образования. Это уникальная площадка для обучения будущих врачей и повышения квалификации действующих медиков.
Студент пятого курса Международной школы «Медицина будущего» Сеченовского университета Кирилл Рубан собирается стать пластическим хирургом. Для него это возможность помогать людям с врожденными дефектами, а также пациентам, которые получили страшную травму или перенесли тяжелую болезнь.
— Для меня интересна именно реконструктивная пластическая хирургия — то, что помогает возвращать людям внешность, например, после лечения онкологии, — говорит Кирилл.
Сейчас он пишет научную работу по реконструкции костей черепа. Результаты теоретических исследований он может проверить на практике. В Сеченовском университете создается Научно-технологический парк биомедицины, на базе которого уже сейчас работают четыре международные лаборатории. Сотрудники одной из них как раз занимаются биоинжинирингом и прототипированием органов и тканей. Более того, в прошлом году ученые Института регенеративной медицины университета имени Сеченова совместно с Институтом фотонных технологий Российской академии наук создали первый в нашей стране 3Д-биопринтер, который работает с живыми клетками.
— С помощью 3Д-биотехнологий мы можем напечатать участки тканей костей лица, чтобы реконструировать, например, нижнюю челюсть, — пояснил Рубан. — Это очень частая патология в онкологии.
Еще одна международная лаборатория занимается вопросами иммунопатологии. Ее возможности помогают студенту шестого курса Ринату Нуриеву исследовать респираторно-синцитиальный вирус, вызывающий заболевания дыхательных путей.
— Это очень актуальное направление, потому что этот вирус — один из наиболее серьезных патогенов в структуре заболеваемости, прежде всего, маленьких детей, — сказал он. — И у нас пока нет профилактики от этого заболевания, то есть нет эффективной вакцины.
Ее поиском московские студенты занимаются вместе со своими коллегами из Лондона. Так, прошлым летом Ринат проходил стажировку в английском колледже, а уже в этом году иностранные ученые приезжали на конференцию в Москву.
Сеченовский университет уделяет особое внимание проверке промежуточных и итоговых знаний своих студентов. Ребята проходят обязательные тестирования по разным дисциплинам не реже одного раза в неделю.
— В этом зале за раз могут пройти тестирование 500–600 студентов, — ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко показал мэру Москвы оснащенный компьютерами просторный зал независимой оценки знаний. — Данные тестов поступают в деканаты, где студентам назначается стипендия.
От общего уровня подготовки будущих медиков зависят и доплаты преподавателям. Они рассчитываются от среднего балла учебной группы. Кроме того, в случае необходимости, преподаватели могут и сами пройти дополнительное обучение или курсы повышения квалификации. Опытные профессора, доценты и ассистенты записывают для студентов онлайн-лекции. Сейчас на университетском образовательном портале доступно 800 записей.
— Это помогает высвободить время для отработки практических навыков в симуляционном центре, чтобы в дальнейшем студенты могли пройти медсестринскую и врачебную практику, — рассказал Глыбочко.
В симуляционном центре проходят подготовку и специалисты, которые подали заявку на получение статуса «Московский врач». Здесь есть виртуальная клиника, оборудованная по последнему слову техники.
— Это просто фантастика, — поделилась впечатлениями от занятий врач общей практики поликлиники №68 Марина Веревина. — Реалистичные манекены помогают отработать сердечно-легочную реанимацию с использованием всех лекарств и приборов.
Еще несколько таких консультаций, уверена Веревина, помогут ей в мае успешно сдать экзамен и получить статус «Московского врача».
Освежить или почерпнуть новые знания также поможет профильная литература. Тем более, что на базе Сеченовского университета работает федеральная электронная медицинская библиотека. В ней собрано более трех миллионов различных книг, статей и других научных публикаций. На что при подготовке к профессиональному экзамену обратить особое внимание, подскажут результаты компьютерного тестирования. Это объективная и независимая оценка знаний не только студентов, но и врачей.
— Качество обучения будущих медиков и подготовка высококвалифицированных врачей — ключевая задача, — подчеркнул Сергей Собянин. — В наших больницах стоит новейшее оборудование. Но самое главное — это все равно врач, его руки и знания.
Сеченовский университет, по словам мэра, основная площадка для подготовки медицинских кадров столицы. И обучение их начинается со школьной скамьи. Первый мед помогает открыть в школах «медицинские классы». Сейчас в проекте участвуют 69 школ. О профессии врача задумались более четырех тысяч школьников.
— Это, конечно, перевернуло отношение наших учащихся к медицине: стало гораздо больше желающих поступать на медицинские специальности, — сказал Собянин. — Самое главное, это уже осознанный выбор, потому что ребята сразу получают представление о том, как работать в реальных больницах и поликлиниках, с какими трудностями они столкнутся.
В Сеченовском университете, например, школьники получают знания, как действовать и оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях.
Читайте также: Сергей Собянин: В прошлом году оказано больше 100 миллионов социальных услуг