Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Марина Раскова. Женщина, которая построила лестницу в небо

Общество
1938 год. Фотография Марины Расковой, Героя Советского Союза, командира Таманского гвардейского (587-го) ночного бомбардировочного авиационного полка
1938 год. Фотография Марины Расковой, Героя Советского Союза, командира Таманского гвардейского (587-го) ночного бомбардировочного авиационного полка / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

В этот день, 28 марта 1912 года, в семье московского театрального антрепренера и учительницы родилась девочка, своими руками открывшая женщинам Страны Советов путь к самолетам, а затем и в космос. Фото Марины Расковой перед войной были почти в каждом доме.

Журналисты и писатели наперебой отмечали ее «необычную строгую красоту». Может быть, одна из трех первых женщин-Героев Советского Союза и не была моделью, зато обладала трудолюбием, умом и повышенной требовательностью к себе. Чертежница Военно-воздушной академии имени Жуковского Марина Раскова выбрала небо. И оно приняло ее: по свидетельству бывших курсантов штурмана и пилота Расковой, она могла до 50 раз заходить на цель для бомбометания, не уставая и не жалуясь.

— В стране происходило огромное социалистическое строительство, — писала о 30-х годах сама Раскова в своей единственной книге «Записки штурмана». — Вырастали новые заводы, шахты, электростанции. В строительство вовлекались массы народа, в том числе и женщины. Я видела, что для женщин нет никаких препятствий в любом деле.

Не жаловалась она, когда ее встретили после десятидневных блужданий по дикой тайге только с револьвером и двумя шоколадками в кармане. За легендарным перелетом женского экипажа самолета АНТ-37 «Родина» в сентябре 1938 года от Москвы до Дальнего Востока следила по радио вся страна. Рабочие, курсанты и колхозники вздрогнули, когда командир Валентина Гризодубова приняла решение из-за отсутствия топлива садиться в тайгу «на брюхо» и приказала штурману Расковой прыгать с парашютом на лес. Гризодубова настаивала на серьезном лечении своего штурмана, но сама Марина ограничилась двумя неделями в медпункте.

Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Герои Советского Союза: Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (слева направо), совершившие рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Герои Советского Союза: Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (слева направо), совершившие рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года / Фото: РИА Новости

Дальше путь разведенной красильщицы Расковой, получившей образование в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота, лежал в армию. Одновременно Марина Раскова, лично известная Сталину, служила в НКВД уполномоченной Особого отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) и «особисткой» авиационного отдела наркомата обороны. Старший лейтенант НКВД (равно армейскому майору. — «ВМ»), кавалер знака «Отличник НКВД».

— Рассекреченные документы не подтверждают, что Раскова давала показания против руководителей ВВС, — считает военный историк Владимир Сидоров. — Но она работала на переднем крае авиационной науки, а также обеспечивала полеты на парадах 1-го мая, а это проходило по ведомству безопасности.

С началом войны Раскова осаждает Ставку Верховного Главнокомандования предложениями о создании женских авиаполков. Тяжелой осенью 1941-го Раскова добилась от Сталина формирования трех женских полков. Девушки шли тогда в армию потоком как закончившие аэроклуб, так и вообще не летавшие. Рулить любым типом самолета было физически тяжело. Но женщины не думали об этом — они были готовы на любую службу и работу ради победы.

Командиром 587-го ночного бомбардировочного полка стала 31-летняя Раскова: подразделение уничтожало противника на Кубани и Курской дуге, на Смоленском и Брянском направлениях. Все три полка сражались в небе до самой победы. А Марина Раскова разбилась в тяжелых метеоусловиях при перелете к линии фронта в начале 1943-го. Именем «крылатой» москвички в столице названы площадь, улица и переулок.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.