Город

Московский воздух: из чего он состоит и как влияет на здоровье

Сотрудница лаборатории микроклимата Светлана Галкина производит забор воздуха в столичном метрополитене на станции «ВДНХ»
Фото: Максим Аносов, "Вечерняя Москва"
По данным Мосэкомониторинга, 3 апреля концентрация вредных веществ в воздухе была в норме. «ВМ» выяснила, из чего состоит московский воздух и как он влияет на здоровье.

По словам руководителя Мосэкомониторинга Полины Захаровой, воздух, вода и почвы в Москве в последние годы стали гораздо чище.

— Долгие годы принято было считать, что в мегаполисе так много источников загрязнения, что рассчитывать на комфортную жизнь в большом городе не приходится, — рассказала она. — На самом деле, экологическую ситуацию можно кардинально улучшить, используя современные технологии очистки выбросов, проводя постоянный мониторинг ситуации, наказывая нарушителей.

Именно такими способами действуют сейчас в Москве. За экологической ситуацией в городе постоянно следят специалисты Мосэкомониторинга. В ежедневном режиме они анализируют полученные данные по состоянию воздуха в столице и сравнивают их с нормой, безопасной для здоровья. Самые вредные — сверхмелкие частицы, их размер меньше 10 микрон. Они настолько маленькие, что в пять раз меньше толщины человеческого волоса, а их содержание в столичном воздухе постоянно сокращается.

Так, согласно данным Мосэкомониторинга, за последние 8 лет содержание в воздухе частиц размером менее 10 микрон снизилось в 1,5 раза, а с 2013 года содержание частиц размером менее 2,5 микрон снизилось в 1,2 раза. В ведомстве также отметили, что среднегодовая концентрация таких загрязнений в 1,5 раза меньше безопасных для человека значений.

Конечно, воздух рядом с домом и вблизи проезжей части отличается. В Мосэкомониторинге отмечают, что разовое превышение допустимой концентрации частиц меньше 10 микрон вблизи автотрасс случается до 20 раз чаще, чем около жилых домов. Особый вред наносят дизельный транспорт и бензапирен — вещество, образующееся при сгорании топлива.

Так называемые взвешенные частицы оказываются в воздухе из-за дизельных двигателей, которые чаще всего установлены на грузовиках и старом транспорте низкого экологического класса. Правительство Москвы уже несколько лет борется с влиянием таких транспортных средств на жизнь в городе.

Среди принятых решений — серьезные ограничения для проезда по городу грузовиков, закупка автобусов высокого экологического класса, развитие электротранспорта, в том числе метро, трамваев, а также бесплатная парковка для электрокаров. Источником пыли становятся и стертые части автомобилей, например, тормозных колодок, покрышек, а также самого дорожного полотна. Они загрязняют воздух не меньше, чем выбросы.

Но благодаря мерам, предпринятым столичными властями, выбросы от автотранспорта постоянно снижаются. Так, среднегодовая концентрация частиц меньше 10 микрон около автотрасс уже несколько лет на уровне нормы.

Существует мнение, что наибольший вред здоровью несут металлы, применяемые в промышленности. Однако статистика говорит, что выбросы от производства в Москве составляют лишь 10 процентов. Часто на «грязный» воздух жалуются во время цветения. В других городах жители могут страдать от этого меньше. На самом деле у людей болит голова больше от пыльцы, нежели от вредных веществ.

Кстати, в период цветения воздух кажется особенно чистым после дождя, когда концентрация пыли снижается. Расположение города тоже влияет на чистоту воздуха.

Если в соседней области горят торфяники, то мелкие взвешенные частицы могут переместиться на довольно большое расстояние и добраться до столицы. Но гораздо хуже ситуация в Пекине, который соседствует с пустыней Гоби.

Воздух в китайской столице считается очень загрязненным. Там концентрация мелких частиц в три раза больше, чем в Москве. Кстати, отметим, среднегодовое содержание частиц величиной меньше 10 микрон в московском воздухе не превышает и европейские нормы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы: 

— Столица реализует экологическую политику, направленную на улучшение качества жизни. За последние годы в Москве высажено более 2,3 миллиона деревьев и кустарников, в 4,5 раза увеличилось число пешеходов на благоустроенных улицах. Благодаря комплексу мер суммарные выбросы от автотранспорта снизились на 140 тысяч тонн. Энергосбережение позволяет не только сэкономить значительное количество топлива, сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, но дает существенный резерв развития: свыше 50 миллионов квадратных метров недвижимости подключено к тепло-энергоснабжению без роста потребления газа.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER