Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Почему люди «тапают» хомяка?

Почему люди «тапают» хомяка?

Скандальная битва за Wildberries

Скандальная битва за Wildberries

Головоломка-2

Головоломка-2

Дома для интеллектуалов

Дома для интеллектуалов

Мороженое в СССР

Мороженое в СССР

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Поступление в советский университет

Поступление в советский университет

Как охлаждались в жару раньше?

Как охлаждались в жару раньше?

Развод Алсу

Развод Алсу

50 лет Жанне Фриске

50 лет Жанне Фриске

Новые старые сказки

Развлечения
Новые старые сказки

Как ни возражают представительницы писательской профессии против термина «женская проза» – термин продолжает существовать, сборники продолжают выходить, чему свидетельство – "Тринадцать фантазий о любви" (Издательства Олимп, Астрель, 2009).В обыденной жизни женщина отличается от мужчины тем, что после краткой свободы в молодости обнаруживает себя в тупике быта. Надо ли напоминать, что обед готовится полдня, а съедается за полчаса? Фу, как нехудожественно. Гораздо выразительнее, например, ситуация, когда человек посреди штормового моря вычерпывает воду из пробитой шлюпки и каждую минуту борется за то, чтобы в следующую минуту не пойти ко дну. А это и есть быт, как его ни облегчай при помощи микроволновок и стиральных машин. Как если матроса в шлюпке снабдить, вместо жестянки из-под галет, автоматической водочерпалкой с программным управлением. Волны все равно ходят черными горами, и морская вода с шипением рвется в пробоину.Возможно, женщина именно через быт подходит очень близко к пониманию катастрофичности бытия. Есть и другая особенность. Злодейка-природа устроила так, что женщине на биологическом уровне вменена любовь: к ребенку, к отцу ребенка, к пожилой матери, в которой женщина видит себя в будущем. В жизни каждой женщины есть несколько человек, чья болезнь и смерть ей страшнее собственной болезни и смерти. Эти люди далеко не всегда отвечают женщине взаимностью. Почти всякая женщина может вырабатывать любовь автономно – и это драма, достойная писательского пера. Через какое-то время выработка любви прекращается, источник пересыхает – и это трагедия, из которой может вырасти большая проза.В сборнике "Тринадцать фантазий о любви" затронуто несколько по-настоящему важных болевых точек. В рассказе Майи Кучерской «Кукуша» героиня искушаема соблазном свободы от бремени повседневной жизни: свободы «подпольной», наркотической, внутри себя самой оправданной – но разрушительной для ее семьи и для миропорядка в целом. Героиня рассказа Светланы Василенко «Елка, или Веселый летчик» одна растит сына, просит мир о чуде, а когда чудо случается – цинично, в интересах своего детеныша, его использует. В повести Ирины Горюновой «Божьи куклы» главная героиня оказывается не просто в тупике, но в мешке, завязанном крепким узлом. Узел, как это часто бывает, затянулся в детстве: из-за того, что девочке не подарили куклу, она сама стала куклой. В повести работает несколько «камер»: тупик «снят» глазами опустившегося мужа, неврастеника-сына, лапочки-дочки – последняя благоразумно вырастила в себе эгоистку и единственная выжила, но стала самой мертвой из всех представленных в повести существ. Марина Палей как-то неожиданно, пройдя большим кругом, вернулась к пронзительности своей ранней «Кабирии». Ее небольшая повесть «Сказки Андерсена» – о потере новорожденного ребенка. Наверное, такое нельзя описать «от лица» осиротевшей матери: получатся не слова, а только крик. Писательница находит необходимую для слов дистанцию: история рассказана от лица медсестры-практикантки, для которой пережитое близко, но все-таки вчуже – страшная и волшебная сказка.Разумеется, мои комментарии к текстам сборника страдают упрощением. Майю Кучерскую нельзя понять вне ее напряженного диалога с православием. Светлану Василенко нельзя воспринять вне самой материи ее мастерской прозы. И все-таки позволю себе еще одно замечание о женской свободе. Свобода девическая, до-бытовая часто оказывается разочарованием и бременем – об этом в сборнике можно прочитать у Аллы Юрьевой (повесть «Апельсин в юбке»). А самые свободные женщины – это старухи. Мир старух по-настоящему еще никем не описан. Со стороны он предстает областью мрачной, областью болезней, заброшенности, нищеты. Но очень может быть, что там есть свой свет, свой карнавал, и веселые бабки-ежки, отбатрачившие свое по жизни, лихо добывают копейку и совсем неплохо развлекаются. Рассказ Натальи Ключаревой «Расцветали яблони и груши» про бойкую бабку Катьку – может быть, самый оптимистический в сборнике. И просто этот рассказ – очень хороший. Письмо светлым по черному отличается от письма черным по белому: буквы должны быть крупнее. Возможно, именно здесь – своеобразие и путь молодой писательницы Ключаревой.Сборник, как и положено, разнообразен. Тут присутствует интеллектуальная, сложная проза Валерии Нарбиковой, и шокирующий эксперимент Софьи Куприяшиной, и повесть об интеллигенте с замахом на культурологию Екатерины Донец, и горький, констатирующий неутешительные для творческих личностей истины опыт Ольги Татариновой. Есть еще два маленьких, но ограненных камушка: рассказы Натальи Рубановой и Алисы Поникаровской. Есть, между прочим, и мой рассказ. Сборник устроен так, что каждому читателю понравится не более половины текстов. Остальные понравятся потом.В наши рыночные времена аннотации должно превратиться в инструкцию по использованию – какие вкладываются в упаковки с лекарством и в коробки с купленным электронным устройством. Идя на шаг впереди прогресса, даю рекомендации отдельно женщинам и отдельно мужчинам. Итак, читатель, если вы – женщина, то просто откройте книгу и начните с любого произведения: везде написано про вас. Употребляйте по тексту в день, чтобы оставить время на послевкусие. Если же вы мужчина, то ни в коем случае не отдавайте сборник жене, а сначала загляните в него сами. Уверяю вас – поймете про женщин больше, чем это возможно из личного житейского опыта.Ольга СЛАВНИКОВА

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.