Он будто наш современник
Его слова словно обращены и к нам, его заветы молодым гражданам России не устарели и сегодняПриближается 150-летие со дня рождения одного из великих классиков русской литературы Антона Павловича Чехова. Главный драматург XX века, он изменил лицо мирового театра. Очень точно сказано о Чехове, что «это самый негромкий и самый слышимый в мире писатель». И закономерно, что сегодня из русских писателей имя и книги Чехова значатся в числе наиболее популярных во многих зарубежных странах.Для нас, жителей столицы, чеховские торжества, пожалуй, дороги больше, чем кому-либо. Сам писатель с гордостью заявлял еще в юности, что судьба на всю жизнь связала его с Москвой: «Кто привыкнет к ней, тот не уйдет из нее.Я навсегда москвич». Любовь к городу, к которому уже с ранней юности он готов был лететь на крыльях, не покидала чеховскую душу до его последнего часа.«Такова уж моя «планида», чтобы остаться навсегда в Москве, – пророчески писал Антон Павлович. – Тут мой дом и моя карьера». И действительно, биография писателя красноречиво это подтверждает.Его alma mater стал Московский университет. Первые пробы литературного пера он оттачивал на страницах московских юмористических журналов «Осколки», «Будильник», «Зритель». С Москвой прочно связана слава Чехова-драматурга.Премьеры «Чайки», «Вишневого сада», «Дяди Вани», других его драматических произведений, состоявшихся в московских театрах, в Московском Художественном, стали событием высочайшего культурного звучания. В нашем городе Антоном Павловичем созданы десятки художественных произведений — пьесы «Иванов» и «Леший», повесть «Степь», рассказы «Огни», «Именины», «Скучная история» и другие.Прозвучавший в чеховской драме «Три сестры» лейтмотив – «В Москву, в Москву, в Москву» – воспринимается для героинь пьесы как светоч надежды, мечта о лучшем будущем. Что это было именно так, мы можем судить хотя бы по собственному письму писателя своей невесте Ольге Леонардовне Книппер в канун их венчания: «Не пишу ничего, все жду, когда разрешишь укладываться, чтобы ехать в Москву. В Москву, в Москву! Это говорят уже не «Три сестры», а «Один муж». Первопрестольная и соединила их судьбы. 25 мая 1901 года в церкви Воздвижения на Овражке, в Воздвиженском переулке на Плющихе, и состоялось венчание Антона Павловича с Ольгой Леонардовной.Москва подарила Чехову немало дружеских встреч со своими именитыми современниками. Он часто навещал Л.Н.Толстого в Хамовниках. Гостями в его собственном доме бывали художник Левитан, писатели М. Горький, Короленко, Григорович, поэт Плещеев, журналист Гиляровский, один из основателей Московского Художественного театра Немирович-Данченко и многие другие. На Новодевичьем кладбище в Москве покоится прах писателя...В связи со столь знаменательной датой Антону Павловичу Чехову будут возданы в нашей стране достойные почести. Выйдут новые издания его книг; откроются памятники; в репертуарах театров займут свое место чеховские пьесы. Центральным событием Чеховского года станет IX Международный Чеховский фестиваль в Москве, который начинается в эти дни и завершится летом. В нем будет участвовать труппы из 11 стран мира. Фестиваль откроется программой «Дни А. П. Чехова в Москве», которая пройдет с 26 по 31 января. В то же время в Доме Пашкова пройдет представительная Международная театральная конференция, посвященная творчеству Чехова.Но мне хотелось бы сегодня не ограничиваться информированием читателя о том, что готовится в столице к торжественному чествованию одного из почетных и любимых в народе москвичей. Очень важно, чтобы вся эта юбилейная дань, которую мы искренне отдаем Чехову, прежде всего способствовала главному, о чем так страстно мечтал сам писатель, – приобщению как можно большего числа сограждан к его сокровенным и выстраданным раздумьям о смысле жизни, о человеческом счастье.Вспомните, как настойчиво убеждает Антон Павлович в осознании необходимости собственного участия в творении добра. «Хорошо, пишет Чехов, – если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не приходила и не уходила в вечность бесследно». Скорее это даже не просто писательский совет нам. Антон Павлович щедро делится с современниками и теми, кто придет им на смену, своей жизненной философией. И когда он предлагает, к примеру, тем, кому это под силу, построить школу, то из чеховской биографии мы знаем, что сам он построил в Серпуховском уезде Подмосковья не одну, а три школы для крестьян, хотя в избытке богатства и не был замечен.Вот его собственное кредо, изложенное предельно ясно: если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек... жизнь в четырех стенах, без природы, без людей, без отечества – это не жизнь.Чехов был сыном девятнадцатого века, представителем первого пореформенного поколения, выросшего в условиях, когда Россия мучительно освобождалась от вековых традиций крепостнических порядков. Свое видение даже не идеальных, а просто естественных человеческих взаимоотношений писатель излагал не только на страницах своих рассказов и повестей, но и в огромном количестве писем близким, друзьям и родным. Уместно упомянуть, что уже в первое посмертное издание эпистолярного наследия А. П. Чехова вошло более двух тысяч его писем.Сколько же рассыпано в них мудрых наблюдений! С какой готовностью одаривает он своих коллег сюжетами новых, рожденных его гениальным талантом произведений! «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонник чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям, без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...» Пожалуй, так поступал только А. С. Пушкин, щедро передавая коллизии «Ревизора» и «Мертвых душ» Н. В. Гоголю...Но обратим внимание на другое. Героем предполагаемого рассказа Чехов избирает именно молодого человека.Он рекомендует проследить все этапы становления его личности, высветить именно те факторы, которые помогают освободиться от «свинцовых мерзостей» будничного бытия.Страницы чеховских писем и рассказов пестрят множеством советов молодежи. А письмо к младшему брату Николаю, написанное еще в 1886 году, сразу после его опубликования стало своеобразным нравственным кодексом самовоспитания для целого поколения тогдашней молодежи. Из этого богатейшего свода назовем лишь некоторые: воспитанные люди, по Чехову, «уважают человеческую личность»; они «снисходительны.., вежливы, уступчивы»; «сострадательны не к одним только нищим и кошкам»; «они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают»; «чистосердечны и боятся лжи как огня»; «они не суетны» и т. д.Особенно заслуживает внимания вывод, которым писатель завершает изложение своих условий: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля...Тут дорог каждый час...» Убеждена, что каждый прочитавший эти строки, согласится со мной – чеховские заветы молодым не устарели и сегодня.Взять его частое обращение к проблемам любви, счастья, семейных союзов. «Какое это огромное счастье – любить и быть любимым», – восклицает писатель.Он делится со своим корреспондентом удивительно точной мыслью: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».В своих рассуждениях Антон Павлович в одном месте даже советует при оценке любви исходить из более важного, чем счастье или несчастье. А героиня «Трех сестер» в радостном возбуждении от переполняющих ее молодых сил произносит монолог: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Писатель убежден в этом.И он не стесняется в выражениях, когда речь идет о попрании святых для него понятий: «Хорош Божий свет. Одно только не хорошо – мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм!.. Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень, справедливости нет...» Эти слова будто обращены к молодым гражданам России, к тем, кто сегодня сидит на школьной и студенческой скамье.К тем самым молодым людям, которым предстоит обеспечить модернизационный рывок страны в будущее, не разрушая в то же время нравственные устои нашего народа. Россия сегодня на подъеме, и потому она особенно остро испытывает недостаток в не просто хорошо образованных, но и в духовно развитых людях, в которых творческий поиск сочетается с любовью к Родине. Нам нужна свободная, свободолюбивая и одновременно деятельная и патриотическая молодежь. Свобода и патриотизм, соединенные вместе – это великая сила, о которой мечтал А. П. Чехов, способная преобразовать Россию.Завершить свои заметки хочется мыслью Антона Павловича, которая, на мой взгляд, особенно актуальной становится в наши дни, когда общество так нуждается в гармонии, солидарности, добре и милосердии. «За дверью счастливого человека, – писал он, – должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные...»[b]Людмила ШВЕЦОВА, Первый заместитель мэра в правительстве Москвы[/b]