Завершилась реставрация старинной конюшни усадьбы Татарниковых
Здание в Большом Дровяном переулке восстановлено по программе «1 рубль за квадратный метр».
Знаменитый мастер московского модерна, архитектор Эдмунд Юдицкий в 1895 году, по заказу купеческой семьи Татарниковых, построил одноэтажное здание конюшни с сенником на чердаке в так называемом кирпичном стиле. Он был широко распространен в эпоху эклектики. В этом стиле как раз возводили сооружения производственного и служебного назначения. После революции 1917 года здание конюшни национализировали, и в нем разместились слесарные мастерские. Старые нерабочие станки на фоне обшарпанных стен встретили реставраторов.
— Постройка была, конечно, в плачевном состоянии, — приглашает взглянуть на внутренние помещения генеральный директор реставрационной компании Марина Малащук.
На входе висит большое зеркало в раме под старину. Под потолком сияет люстра-фонарь. В белом мраморном полу отражается электрический свет от свечей в изящных подсвечниках, прикрученных к стенам. На подоконниках в глиняных горшках растут «денежные» деревья. Отреставрированное здание приспособлено под офисы.
— Внутренняя планировка помещений практически не изменилась, — проводит небольшую экскурсию главный архитектор проекта реставрации Татьяна Борисова.
Капитальная стена делит здание ровно пополам. В одной части были стойла для лошадей, в другой — каретник. Вот там, где раньше парковали пассажирские повозки, теперь оборудован просторный кабинет с овальным столом посередине. В скором времени за ним будут проходить деловые переговоры. А пока в комнате уютно потрескивает настоящий камин. Его воссоздали печники на месте сохранившейся печной трубы.
— Сегодня, скорее, исключение, — разливает чай по фарфоровым чашкам из старинного японского сервиза Малащук. — Конечно, в обычные дни мы не будем топить камин в центре города.
Да это и не нужно. Все инженерные системы постройки — отопление, водоснабжение, электричество — соответствуют самым современным нормам. После реставрации получилось здание со всеми удобствами. Здесь даже небольшая кухонька есть.
За старинный антураж отвечают стены, выложенные из кирпича, стилизованного под клинкер, и большие арочные окна с деревянными рамами. Но так они выглядели уже в XX веке. Какими были окна конюшни, можно узнать, если выйти из помещения и посмотреть на здание со стороны Малого Дровяного переулка. В центре стены заметна небольшая ниша с аркой, заложенная кирпичом. Вот такими и были оригинальные окна до того, как их растесали.
— Обратите внимание на стены. Вы не найдете ни одного современного кирпича, — говорит Борисова. Фасады конюшни — главная гордость реставраторов. — Мы использовали кирпич того же цвета, размера и, что особенно важно, того же времени, что и оригинальный.
Хуже всего сохранились выступающие части конюшни, например, зубья ограды, чем-то похожей на кремлевскую стену. Реставраторы восстановили не только кирпичную кладку, но и чугунные ворота.
— Во времена, когда здесь содержали лошадей, скорее всего, они были деревянными, — допускает Татьяна Борисова. — Однако мы не нарушили историческую эпоху.
Сегодня вместе с решетками на окнах ворота соответствуют концу XIX — началу XX века.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:
— Программа льготной аренды «рубль за квадратный метр» успешно функционирует уже семь лет. Это городская программа, по которой здания-памятники, находящиеся в собственности Москвы, передаются арендаторам. Однако на льготную ставку аренды — тот самый рубль за квадратный метр — они могут претендовать только в том случае, если здание будет качественно отреставрировано по согласованному с нами проекту.
Это действительно уникальный опыт, который приносит пользу и городу, и бизнесу. За каждое здание на торгах разворачивается борьба. Конюшня в Большом Дровяном переулке стала шестнадцатым по счету отреставрированным объектом культурного наследия в рамках этой программы. Сейчас работы продолжаются еще по девяти памятникам.
К слову, главный дом усадьбы Татарниковых тоже ждут реставрационные работы. Планируются, что летом будет согласован проект его реставрации.