Город

Почему мы все больше верим в магию и к чему это приведет

В Instagram все больше инфлюэнсеров с сотнями тысяч подписчиков занимаются таро, астрологией и другими практиками
Фото: Лида Павлова
В Instagram все больше инфлюэнсеров с сотнями тысяч подписчиков занимаются таро, астрологией и другими практиками
Фото: Лида Павлова
Как ни странно, в двадцать первом веке все магическое и сверхъестественное все плотнее входит в нашу жизнь. Отложить подписание важных документов, потому что — ну как же, ретроградный Меркурий! — уже никому не кажется странным. А энергетический минерал или символичная подвеска уже не первый сезон в тренде. Что все это значит и к чему приведет, разбиралась «ВМ».

Мировой тренд на визуальную эстетику непознанного

То, что все магическое — модный тренд, можно легко заметить по социальным сетям. Мистический флер сквозит в фотографиях молодых девушек, причем сегодня «магический антураж» сильно поменял внешний облик — магия больше не ассоциируется с густо подведенными глазами или черными губами. Нарочитость в принципе давно не в тренде. Сверхъестественное выглядит естественно. Эзотерические символы мелькают в татуировках, подвесках, браслетах, принтах на одежде.

Мода на магию — глобальный тренд, который поддерживают и мировые гиганты рынка. Так, косметические марки выпускают лимитированные линии для макияжа с названиями знаков зодиака и соответствующим дизайном. Другие косметические марки выпускают красивые, но без доказанной эффективности минеральные массажеры для лица. Ювелирные дома вновь вводят моду на амулеты — в новом дизайне, однако с сохранением смысла. Непознанным вдохновляются и дизайнеры одежды: в 2018 году Dior выпустил коллекцию, повторяющую рисунки авторской колоды таро от американской художницы Вики Ноубл, а дизайнер Рик Оуэнс выпустил на парижский подиум моделей в нарядах, отсылающих к ведьминской тематике — модели прошли по подиуму в геометрических «коронах» и мантиях. Кстати, как образ в массовой культуре сегодня гораздо более популярна «ведьма», чем «фея» — очевидно, это связано с активным развитием феминизма.

Мистика как образ жизни

Если визуальная эстетика все же очень изменчивое явление, то тренд на увлечение духовными практиками — нечто большее, чем просто мода. И если популярность обращений к разного рода экстрасенсам и увеличение количества сект в 90-е годы в России можно легко объяснить общей нестабильностью, когда людям требовалось найти опору хоть в чем-то, то в наше относительно спокойное время популярность эзотерики может вызвать удивление, особенно на общем фоне развития науки и распространения научных материалов.

Можно, конечно, считать, что интерес к эзотерике подогревается средствами массовой информации. Так, мистическое реалити-шоу об испытаниях экстрасенсов существует с 2007 года — за это время на экраны вышло уже 19 сезонов, несмотря на активную критику программы. В другом шоу, где женихи и невесты ищут друг друга под руководством свахи, консультацию потенциальным парам дает астролог — и это ни у кого не вызывает удивления. Но если телешоу сегодня в общей массе довольно низкопробное развлечение — прогрессивная общественность тоже выражает большой интерес к разного рода эзотерике.

В Instagram все больше и больше инфлюэнсеров (популярных блогеров, формирующих тренды. — «ВМ») с сотнями тысяч подписчиков занимаются таро, астрологией и другими магическими практиками, чем делятся в своих аккаунтах.

«Хакнуть» Вселенную

Уходящий, но все еще популярный тренд на позитивное мышление и визуализацию собственных целей сейчас обрел вторую жизнь в формате марафонов. Под руководством коучей люди объединяются в виртуальные группы и вместе рисуют карты желаний, составляют списки целей, работают над своими установками. Участие в марафонах, как правило, платное, однако цена вопроса невысока — 2–5 тысяч рублей за исполнение заветной мечты, кажется, не так уж и много. Огромное количество информации пуб ликуется и в открытом доступе — посты на тему «Ошибки при загадывании желаний», «Самые эффективные аффирмации для улучшения отношений», «Мечтаем правильно» уже так примелькались, что даже не улавливаются как нечто необычное.

Волшебство на продажу

Сеть быстро подхватила тренд на все «магическое» и стремительно наполнилась в той или иной степени оккультными символами. Так, все активнее продаются «обережные духи» — ароматы, созданные на заказ для каждого покупателя, призванные раскрыть те или иные черты характера или привлечь удачу в нужные сферы жизни, талисманы на заказ с разными символами, ловцы снов из нитей и перьев, бьюти-кристаллы. Как правило, все эти товары и правда очень красивые и не стоят бешеных денег. Подарить себе милую вещичку — приятное удовольствие, а если верить, что оно как-то поможет тебе в жизни, — становится приятно вдвойне.

Персональный подход

Каждому человеку приятно чувствовать уникальность. Вселенная находится внутри нас, и одновременно мы ее часть — эта идея сама по себе подчеркивает значимость каждой личности. Думаю, что современная магия стала так популярна именно из-за принципа эксклюзивности — расклад на картах — история, рассказанная про тебя, натальная карта — вариант развития судьбы, заложенный звездами персонально для каждого человека, духи для привлечения любви — уникальный аромат, созданный по твоему заказу — все это личная история, противовес предлагаемому изобилию — такому приятному, но такому одинаковому. Вера в то, что если попросить правильно, Вселенная услышит тебя лично и поможет — очень красивая идея, которую не хочется ставить под сомнение.

Тем более, чтобы правильно сформулировать желание, нужно сначала спросить себя — а что ты по-настоящему хочешь? Иногда ответ на вопрос — уже сам по себе 99 процентов решения.

Путь по картам Было бы нечестно так много написать о волшебстве в разных проявлениях и не поговорить с настоящим волшебником. В рамках исследования вопроса о тренде на все магическое «ВМ» побеседовала с Лидой Павловой — сама о себе героиня пишет «я волшебница и художница, но это не обязательно значит, что я колдую и рисую». Лида делает расклады на картах таро, а еще ведет свой блог про магию в современном мире.

Магия — серая зона между чудом и обманом Фото: Лида Павлова

- В одном интервью ты сказала: «Волшебство в целом и моя профессия в частности имеют действительно удручающую репутацию. Часто представляется цыганка, наводящая порчу, или что-то еще из этого ассоциативного ряда».

Слово «волшебство» интуитивно воспринимается как немного детское или книжное, какое-то нереальное. Расскажи, что ты подразумеваешь под ним. Что такое волшебство? Вообще как это – иметь волшебство своей профессией? 

- Волшебство, магия - для меня это особенность восприятия реальности. Когда для тебя важны символы, метафоры. Когда твоё воображение активно пользуется всеми хорошими историями, которые придумали до тебя: про то, что в холмах живут феи, про то, что четверг - день бога Тора, - и про что угодно ещё, что тебя восхищает.

Вот это магическое восприятие реальности, по-моему, очень тренирует мышление: ты отказываешься от узости сугубо материалистического (или религиозно-догматического) взгляда на вещи и начинаешь думать пластично. "Что в этом волшебного? Какие ассоциации из мифологии и культуры во мне это вызывает? Как можно пообщаться с этим явлением более лично и живо? Как показать себе и другим свой восторг в образах, символах, ритуалах?" Вот такие вопросы начинаешь себе задавать. По-моему, это очень красивые вопросы. Они добавляют в жизнь и радость, и глубину одновременно.

- Расскажи о городской магии. Честно говоря, она как-то неожиданно стала окружать нас и очень незаметно но крепко вошла в жизнь мегаполиса. Мистика стала частью масскульта? Или люди просто в принципе стали более открытыми? Может интернет способствует продвижению и распространению таких идей?

- Я называю то, о чём ты говоришь, скорее "современной магией", чем "городской магией". Городская магия для меня - куда более узкое понятие, включающее в себя стрит-арт и своего рода гражданский активизм (я этим занимаюсь тоже).

Так вот, современная магия (и мультикультурализм) - мне кажется, сейчас люди (наконец-то!) приходят к идее того, что божественное - это не что-то вне нас, и оно всё у нас внутри. Духовность (и личные духовные поиски) заменяют религиозность. Конечно, не у всех и очень постепенно, но я вижу такую тенденцию. А раз бог внутри нас, то любые пути к нему - на наш вкус. Мне кажется очень естественным такой подход, и я рада, что он становится популярнее.

-  Поговорим лично о тебе – вряд ли в детстве ты думала, что будешь тарологом. Как вышло, что ты стала тем, кем стала? И как бы ты сформулировала свое кредо?

- Да, это точно, в детстве я просто не знала, что магия есть и "в мире взрослых" - я сидела со своими картами, свечками, книгами по магии, магическими квадратами Пифагора и прочими интересными штуками - и просто наслаждалась процессом. Никаких карьерных планов. А жаль, могла бы время сэкономить. Потому что только на третьем курсе университета мне каким-то случайным образом стали платить за расклады карт. И тогда уже потребовалось совсем немного времени, чтобы в голове что-то щёлкнуло, и я сказала себе: "а что, так можно было?" - и радостно ушла из универа. Прошло уже семь лет, а я совсем не жалею.

Кредо... Не знаю, у меня есть просто одна любимая фраза. "Магия - это когда ты что-то делаешь." Вот и я просто что-то делаю. Не зачем-то конкретным, а просто потому, что могу, и что это "моё". Круто, если все будут делать то, в чём хороши, это будет классный мир.

-  Ты, я думаю одна из немногих, кто продвигает идею этической магии, если это можно так назвать. То есть у тебя очень развита политика невмешательства в личное пространство других людей. Расскажи пожалуйста подробнее об этике в магии и как и почему ты продвигаешь эти идеи.

- На самом деле, моя идея этики трансформировалась за те годы, что я читаю карты.

Сначала у меня вообще этой идеи не было, я ощущала себя таким магическим гуглом, которому можно, если хочется, задать любой вопрос, и получить любой ответ.

Года через два-три практики мне стало противно. Я представила, что, допустим, мой парень приходит к условной "гадалке", рассказывает ей про нашу с ним проблему, а она ему начинает говорить о том, что я, якобы, думаю, что чувствую к нему, что планирую, как отреагирую на то-то и на это... "Без меня меня женили"! Независимо от того, верю ли я в возможность реально что-то обо мне таким образом узнать (и выведать какие-то мои тайны) - это просто мерзко. И я отказалась делать это для других людей, для клиенток и клиентов. Мотивировала сначала это именно тем, что неэтично лезть в чужую голову: и неважно, истинные ли мысли оттуда "достанем" или просто припишем что-то ничего не подозревающему об этом человеку.

С этим подходом я до сих пор согласна, но со временем, ещё за несколько лет практики, у меня сместились акценты. Мне показалось важным осознание, что на самом деле такое "влезание в душу" к третьим лицам - не в интересах клиента. Потому что смещает фокус с них самих на их партнёров, любимых, на их друзей или соперников... Этого добра и в каждодневной жизни хватает. Нас всё время парит, что там подумают другие, что скажут, как нас оценят. От этого мы и теряем ощущение себя, начинаем хуже себя слышать. И когда мы приходим "послушать магию" - нужно вернуть нам самих себя. А это значит - никаких больше "а что же он обо мне думает?" - а только "а я что о нём думаю? а почему? а как я могу наладить коммуникацию, чтобы поговорить с ним об этом? а кто вообще я сама по себе - внутри этих отношений и вне их?.."

В общем, теперь те же самые этические правила вроде "не пытаемся добыть информацию о ком-то, кроме нас самих" важны для меня в первую очередь с точки зрения уважения, любви к клиентке или клиенту - и действительно полезной работы для них.

- Можно ли магии научиться в каком-либо виде? Вообще – как это? Подключение к истоку всеобщего знания? Коллективному бессознательному? Набор механических приемов? Доступно ли это всем или только избранным?

- Магии не нужно учиться, мы все - чистая, стопроцентная магия. Это не пустые слова какие-то красивые, я правда убеждена, что на каком-то уровне реальности человек состоит из магии. И оно у нас уже есть, нельзя ни научиться, ни разучиться.

Научиться можно конкретным техникам, изучить какие-то области знания. Или вот историю магии, например - мифологию, антропологию, религии, фольклор, историю оккультных течений... Это вот можно всю жизнь изучать, если хочется.

Можно научиться читать таро, или освоить астрологию, или в хрустальный шар смотреть и видеть там важные штуки из своего бессознательного... Или всё это вместе, или что угодно ещё.

Насколько это доступно всем - вопрос примерно такой же, как насколько доступна всем химия, или, допустим, литературоведение. На каком-то уровне - всем, а дальше всё же нужно удачное сочетание каких-то личных качеств и особенностей мышления для каждой из сфер.

Например, чтобы прям классно читать таро, мне кажется, неплохо иметь одновременно хорошее образное и логическое мышление и уметь связно говорить и/или писать. Без этого тоже можно, но будет сложнее. Я уже пять лет преподаю таро в своей школе "Модель мира", и вижу, что научиться не только можно, но и довольно просто.

- Есть ли у тебя ощущение, что магия, гадания – это такая форма психотерапии, аутотренинг? Все же человек, в какой-то степени в процессе общения с любым предсказателем смотрит на себя под другим углом, может взглянуть на ситуацию по-новому. Таро так вообще- лично для меня - сплошное обращение к себе и поиск ответов внутри с помощью символов?


- Так и есть! Только (поскольку я начинала с магии) для меня как раз психотерапия - это форма магии.

Я, как уже говорила, вижу божественное и священное в нас самих. Там очень, очень много всего - об этом можно бесконечно говорить мифами, сказками, образами, искусством; можно - фактами из прошлого и настоящего и планами на будущее. Для меня любая магия - это про нас самих.

Язык психологии мне не так интересен и не так жив для меня, как язык моей магии, но когда я изучаю какие-то психические процессы с обеих сторон, то замечаю, что, по сути, магия и психология говорят об одном и том же. Для себя я выбираю однозначно магию (она кажется мне красивее), но как клиентка пользуюсь и психологией (сейчас я в постоянной психотерапии).

-  Чаще всего люди обращаются к помощи сверхъестественного когда возникают какие-то проблемы – на работе или в личной жизни. Ты считаешь можно ли в принципе давать советы такого рода – например – разводиться или нет? Или все же человек должен принять решение сам? Или если он обратился с таким вопросом – решение он уже знает?

- Конечно же, я не в праве давать советы. Ни про "разводиться или нет", ни про более пустяковые вещи. Даже "в каком платье идти на вечеринку" все решают для себя только сами. Не потому, что я могу посоветовать "неправильно". А потому, что отнимать у человека право (и обязанность) самому распоряжаться своей жизнью - это лишать его магии. В смысле - делать менее магом, менее автором своей жизни. Это не помощь, скорее наоборот.

Помощью будет просто подумать вместе над ситуацией. Дать человеку почувствовать в ней себя и только себя, "осмотреться", осмыслить непростую ситуацию через символы; вероятно - "попробовать на вкус" разные выборы и варианты. А принятие решения - только самостоятельно, и это уже не относится к консультации.

Тень человеческой цивилизации

Юрий Козлов писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»:

— Магия — тень человеческой цивилизации. В истории были периоды (Египет, Персия, империя инков) когда маги управляли государствами. Были и такие, когда ведьм и ведьмаков тысячами сжигали на кострах, топили в реках, били по головам «Молотом ведьм». Обе крайности, однако, не приводили к разрешению вечных противоречий между богатыми и бедными, властью и народом, напротив, приносили людям дополнительные страдания.

Магия — термометр, измеряющий температуру социума. Когда она зашкаливает — быть беде. Вспомним спиритизм и столоверчение в предреволюционной, начала двадцатого века России, деятельность «Аненербе» в гитлеровской Германии накануне Второй мировой войны. Но и ледяное равнодушие к магии трудно почитать за благо. Оно свидетельствует об утрате обществом креативных, интеллектуальных начал, духа поиска, риска и отваги, способности рождать новые идеи и смыслы. Оптимальной видится золотая середина, признание темы магии неисчерпаемой, как Вселенная, спокойно-ироничное отношение к ней, констатация неоспоримого факта ее всеобъемлющего проникновения в повседневную жизнь.

Мировые религии столетиями сражаются против магии, не входя в объяснение очевидного факта, что фундамент каждой из них держится на магических сваях, таких, как воскрешение из мертвых, перемещение в пространстве, преображение в иные сущности.

Магия — серая зона между чудом и обманом. Но есть и «кощеева игла»: необоримое желание одних людей властвовать и распоряжаться судьбами, деньгами, имуществом, свободой, самой жизнью других. Инструмент исполнения этого желания может быть разным. Панический (он же магический), как в конце тридцатых годов в СССР, страх или, как сейчас, последовательное (через политику, систему образования, экономику, культуру) ослабление воли и интеллекта масс. Это и есть тот социальный раствор, где формируются, созревают, прорастают в реальную жизнь кристаллы истинной магии.

Средневековые алхимики посредством философского камня превращали свинец в золото. Современные политики, всевозможные гуру и коучи, пропагандисты эзотерических идей, гадалки, экстрасенсы, посредством магических технологий превращают обман в чудо. Жизнь, спустя некоторое время, вносит ясность, возвращает все на свои места. Но человек, подобно библейскому зерну, перетирается между этими жерновами всю свою жизнь, так, собственно, и не уяснив, чем она была — обманом, чудом, или… магией?

В Instagram все больше инфлюэнсеров с сотнями тысяч подписчиков занимаются таро, астрологией и другими практиками
Фото: Лида Павлова

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER