Нужно принимать срочные меры по борьбе с героиновой пандемией

Общество

В Москве прошли XVIII Международные Рождественские образовательные чтения под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В представительном форуме приняли активное участие видные политические деятели, религиозные и общественные организации.[b]Развивая историческую память, мы укрепляем совесть[/b]Его Святейшество Патриарх Кирилл в своем вступительном слове затронул важную тему о том, что систему православного образования нужно рассматривать в широком контексте нравственных проблем общества. «Основы православной культуры – это аксиологический курс, призванный воспитывать системы ценностей у подрастающего поколения.Систему образования невозможно рассматривать вне контекста усилий по сбережению народа, по сохранению и нравственному оздоровлению общества», – подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси.По его мнению, 2010 год должен стать переломным в этом деле, поскольку, по решению Президента России Дмитрия Медведева, закладывается краеугольный камень в систему религиозного образования. Именно с этого года начинается преподавание Основ духовной культуры и светской этики. Этот курс, по мнению Патриарха Кирилла, будет служить формированию нашей национальной идентичности.– Большинство не только молодых людей, но и вполне зрелых, практически ничего не знают о собственной генеалогии, не знают не только прошлое своего народа, но и своего рода. «Развивая историческую память, мы укрепляем совесть, – заявил патриарх.При этом он заметил, что есть силы, которым хочется видеть нашу молодежь не опамятовавшейся. А Церковь и общество должны противостоять действиям этих сил.Сейчас в 19 регионах России проводится эксперимент по внедрению курса «Основы духовной культуры и светской этики». Но, подчеркнул патриарх, это не означает, что в других регионах, где успешно преподавался курс «Основы православной культуры», он будет свернут. ОПК будет продолжаться, и это обещал Президент России Дмитрий Медведев.– Нам надо подумать о расширении своих школ, которые должны создавать епархии и приходы, поскольку 113 православных школ на всю Россию – это капля в море. По мнению патриарха, епархиальные архиереи должны направлять усилия спонсоров на вложение средств в сферу образования.Сейчас главная проблема – активизировать деятельность архиереев. Они должны понять, что вопрос религиозного образования – это приоритет деятельности Церкви, – заявил патриарх, – говоря о церковных приютах, которые, часто критикуют в прессе, но часто недостатки в деятельности церковных приютов связаны не со злой волей, а с отсутствием опыта, – добавил он.[b]Долой богохульство под видом творчества[/b]Мэр Москвы Юрий Лужков справедливо отметил, что необразованные и безнравственные люди не могут наладить жизнь в государстве и обществе, и в этом он видит важное значение религиозного образования.Лужков выступил категорически против засилья массовой культуры и богохульства под видом творчества.Как он заявил, неприемлемо распространение сект и таких уродливых явлений, как однополая любовь. Давно также пора, отметил мэр Москвы, обрушить всю силу закона на наркомафию, которая губит наш народ.Тут нужен, как ярко выразился Лужков, социальный кнут и, может быть, что-то покрепче, а не либеральный пряник. Отмечая набирающий обороты кризис веры на Западе, что проявляется в легализации однополых браков, в сексуальном просвещении детей, в издании пособий с постыдными картинками, которые, как отметил Лужков, и взрослому-то стыдно взять в руки, в гей-парадах, которые московский мэр назвал сатанинским действием. Мы находимся у черты, за которой может начаться вырождение нации, заявил он.Именно образовательная система должна ответить на вызовы времени, с которыми мы сталкиваемся.Директор ФСКН России Виктор Иванов в своем выступлении привел страшные факты, свидетельствующие об уровне наркозависимости в стране. По его оценке, нужно уже говорить о героиновой пандемии и принимать срочные действия по борьбе с этим явлением. Наркоугроза, которая исходит из Афганистана, должна быть пресечена совместными действиями мирового сообщества. Глава наркоконтроля также заявил о необходимости использовать большой опыт Русской православной церкви в реабилитации наркозависимых. Он выступил за активизацию взаимодействия Церкви и ФСКН по многим направлениям.[b]Идеальный убийца[/b]У нас есть все основания говорить о героиновой пандемии – то есть эпидемии, которая поражает практически все население и против которой на данный момент нет иммунитета.По заключению Всемирной организации здравоохранения именно героин является самым мощным наркотическим средством, которое быстрее всех других наркотиков приводит к формированию патологической зависимости, личностной и социальной деградации и неминуемой и кажущейся внезапной смерти.Героин – идеальный убийца, убивает быстро и верно, в течение пяти – максимум семи лет. Ежегодно поступающие в страну 7 миллиардов героиновых доз, наркопайков (по 175 на каждую российскую семью), убивают нашу молодежь, нашу демографию, наше будущее.Минутный героиновый псевдорай индивида в итоге оборачивается самым настоящим адом. Причем адом практически незаметным в социальном плане, адом, невидимым для окружающих. Виктор Иванов обратил внимание на тот факт, что героиновые наркоманы не тусуются на дискотеках, не толкают нас, спешащих, на улицах, они навсегда уходят из семей и социума, вначале разрывая служебные и деловые связи и контакты, затем бросая друзей и родственников, наконец, даже родителей, жен, детей. То, что общество сегодня чувствует, осязает, обсуждает, называя наркоманией, – это не более 10 процентов проблемы, только верхняя часть айсберга.Кокаин, марихуана, распиаренные «спайсы» – все это зло, резонанс от которого неадекватен масштабу реальной беды и проблемы.Героиновые наркоманы уже через три–пять инъекций оказываются вне общения и вне людей, обитают своей полуживотной жизнью. Обрывая все социальные связи, героиновые наркоманы неизбежно переходят в категорию социальных теней, которые никому не нужны и которым никто не нужен.Виктор Иванов подчеркнул, что афганский героин, почти беспрепятственно движущийся из Афганистана в Россию, стал в последние годы своего рода Стиксом – рекой смерти.А Харон возит и возит через эту реку в никуда. Причем Стикс – это трафик из Афганистана, а истоки в афганской провинции Гельменд, к слову, зоне ответственности британских и американских войск, где длительное время мирно уживаются рядышком наркопосевы и вооруженные до зубов иностранные военные.В этой ситуации обществу следует ясно сказать себе: к нам в страну пришла страшная беда, требующая адекватных действий.Именно поэтому в центре проекта Стратегии государственной антинаркотической политики, которая в настоящее время находится на рассмотрении у Президента России, поставлена проблема героиновой пандемии.[b]Необходима консолидация[/b]В ближайшие месяцы Стратегия будет принята и Виктор Иванов попросил активно включиться в ее реализацию по всей стране, консолидировав усилия всех здоровых сил.– С учетом планетарности героиновой проблемы необходимо объединить международные усилия. Здесь ключевая задача – добиться повышения статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности, что позволит на основании статьи 42 Устава ООН получить полномочия ООН на вмешательство в данный вопрос – от введения санкций до проведения специальных международных операций. Показательно, что сегодня даже феномен пиратства в Аденском заливе мировым сообществом квалифицируется как угроза международному миру и безопасности, а планетарный феномен афганского наркопроизводства – нет, – заявил глава антинаркотического ведомства страны.Он добавил, что, согласно официальному заявлению директора УНП ООН Антонио Марии Косты в прошлом году от афганского героина в мире умерло свыше 100 тысячи человек. Что, к слову, даже больше, чем число погибших вследствие взрыва ядерной бомбы «Малыш» в Хиросиме в 1945 году, – тогда погибли и пропали без вести 92 133 человека. Неужели мы допустим, чтобы очередные бомбы ежегодно взрывались и дальше? Вполне естественно, что это требует адекватной реакции мирового сообщества. В этих целях необходимо оперативно поставить данный вопрос в повестку заседания Совбеза ООН, на котором консолидированно выработать необходимый алгоритм действий. Иванов убежден, что представляется исключительно полезным, параллельно с работой государственных органов Российской Федерации и общественных организаций использовать высочайший международный авторитет Русской православной церкви, которая представлена во всем мире и способна убеждать политиков дополнительно богословским языком и языком совести.Обращение Русской православной церкви к государствам – членам ООН, по мнению директора ФСКН, стало бы заметным вкладом в разрешение этой исключительно важной проблемы для российского общества и мира в целом.Виктор Иванов считает: необходимо твердо поставить перед мировым сообществом проблему героиновой пандемии и сформировать широкую Антинаркотическую коалицию со всеми разумными силами на Земле, совместно реализуя ключевые меры по ликвидации наркопроизводства в Афганистане.При этом необходимо отчетливо понимать, что при всей фундаментальности фактора внешнего наркодавления из Афганистана героиновыми наркоманами становятся наши с вами соотечественники, российские граждане, проживающие в регионах России.[b]Суррогатное счастье[/b]Все большее число экспертов сходятся в том, что вовлечение в наркопотребление происходит тогда, когда в трудной жизненной ситуации человек оказывается не способен реализовать свой личностный потенциал, и в этот момент возникает желание компенсировать невозможность собственной самореализации манипулированием своим сознанием в целях получения суррогатного счастья.Наглядной иллюстрацией здесь может служить фильм Алексея Балобанова «Морфий», созданный по мотивам рассказов Михаила Булгакова.Виктор Иванов кратко рассказал его сюжет: «Двадцатитрехлетний, бодрый и полный здоровья доктор Поляков абсолютно убежден, что пагубное пристрастие не может возникнуть у него – у интеллигентного и здравомыслящего человека, тем более врача.Но однажды, в предельно трудной ситуации, он выручает себя уколом морфия. А затем Булгаков детально описывает, как человек, отказываясь от естественных жизненных усилий, начинает манипулировать собственным сознанием, уговаривая себя в допустимости самообмана.Но если булгаковский герой имел доступ к наркотику в связи со спецификой своей профессии, то сегодня на каждого молодого человека давит транснациональный зарубежный наркотрафик с целью превратить его в зомбированный субъект рынка наркотиков».– Соответственно задача государства, общества и Церкви заключается в том, чтобы вооружить каждого молодого человека антигероиновым противоядием. В чем подобное противоядие? Чем вооружать сегодня наше подрастающее поколение? – задался вопросами Иванов.И вот его ответ: «Только предоставлением широких возможностей реализации личности – искры Божией – в каждом человеке. Именно личность человека является тем внутренним генератором полноценной жизни, свободной от любой пагубной зависимости и необузданных страстей. Как точно сказано в Основах социальной концепции Русской православной церкви, ответ – в реализации государством и обществом принципа «богоподобного достоинства человеческой личности».Жертва Христа ввела в мир принцип личности, институализировала этот принцип на Земле, утвердив, что человеческая личность есть главный момент богоподобности и никогда не сводима к индивиду, поскольку в наивысшей степени проявляется и выражается в беззаветном служении человечеству и обществу.Поэтому в нашей российской традиции нет никакого взаимоотрицания личности и государственности. Функция государства в России всегда заключалась в том, чтобы стоять на страже принципа личности и помогать личности каждого без исключения человека реализовывать себя, преобразуя и улучшая мир, делая его более справедливым».[b]Одна задача – пять направлений[/b]Директор ФСКН наметил несколько направлений совместной работы государства и Церкви в рамках Стратегии государственной антинаркотической политики.[b]ВО-ПЕРВЫХ[/b], с учетом того, что в каждом субъекте Федерации действуют региональные антинаркотические комиссии во главе с губернаторами, весьма целесообразно было бы подключиться к работе этих штабов в регионах представителей Московской патриархии и православной общественности.[b]ВО-ВТОРЫХ[/b], как это уже доказано практикой, церковные приходы могут стать подлинными ячейками национального возрождения, причем речь идет как о проповеди верного взгляда на мир, так и практической помощи конкретным жертвам наркомании. Как показывает российский опыт реабилитации наркоманов, достижение устойчивой ремиссии наиболее вероятно именно в заведениях, работающих на основе православных духовных ценностей и соответствующих практик. Поэтому реабилитационные программы при церковных приходах могли бы стать важным шагом в лечении наркомании – физическом и духовном. Эти два аспекта неотделимы друг от друга. И государство должно помочь Церкви как в развитии таких программ, так и во многом другом.Через приходы Церковь может также вести работу в семьях, в школах, организовать Сообщества анонимных наркоманов, через которые товарищи по несчастью помогают друг другу бороться с общей бедой. Соответствующие программы могут быть не только государственными, но и церковными. Для этого мы продвигаем задачу создания федеральной сети антинаркотических реабилитационных центров.[b]В-ТРЕТЬИХ[/b], на федеральном уровне следует, по моему глубокому убеждению, поддержать инициативу Председателя Совета Федерации по созданию Общественного совета на телевидении, в состав которого целесообразно включить представителей ГАК и РПЦ.[b]В-ЧЕТВЕРТЫХ[/b], к борьбе против героинового зла необходимо привлечь широкие общественные силы – в частности, через общественные организации и движения.[b]В-ПЯТЫХ[/b], нам следует теснее работать с Русской православной церковью и создать управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества.У государства и общества с Церковью сегодня одна большая общая задача – строить и удерживать справедливый миропорядок и тем самым преобразовывать и спасать мир.Виктор Иванов поблагодарил священнослужителей и представителей православной общественности, которые подвижнически реализуют реабилитационные программы, возвращая к жизни наркозависимых.В рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков табакокурения, пьянства и наркозависимости». На ней выступил Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.[b]Страна под градусом[/b]Владыко в своем выступлении помимо наркомании обратился к теме алкоголизма: «Над страной и нашим народом нависла алкогольная угроза. Этот печальный и очень тревожный факт признан, наконец, и лидерами России, и общественными и политическими организациями, и самим населением Российской Федерации».Ужасающие данные статистики, озвученные министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой в своем докладе на совещании Правительства Российской Федерации по борьбе с алкоголизмом (Сочи, август 2009 года), свидетельствуют о том, что потребление алкоголя в стране достигло 15–18 литров на душу населения, включая грудных младенцев и глубоких стариков.При этом считается, что потребление 8 литров алкоголя на душу населения создает угрозу для генофонда любой нации. Справедливости ради нужно подчеркнуть, что проблема алкоголизации населения актуальна для многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность, связанная с употреблением алкоголя, составляет 63% у мужчин и 1,1% у женщин.На фоне прогрессирующей алкоголизации населения России численность учтенных подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 827,1 на 100 000 подростков, что выше ее уровня среди населения в целом в 3 раза. И это касается лишь тех подростков, которые состоят на учете у наркологов, А сколько еще неучтенных?! Специалисты предполагают, что их могло быть на 1–2 порядка больше! В 2009 году по сравнению с 2008 годом число российских детей и подростков, зависимых от спиртного, возросло на 15,4%.Отец Сергий отметил, что мнение Церкви воспринимается как важный вклад в решение проблемы табакокурения, пьянства, алкоголизма и наркомании, в том числе среди детей и подростков.Важно только, чтобы теперь не сложилось впечатление, что религиозное воспитание заключается лишь в том, что Церковь запрещает подросткам курить, пить спиртное и употреблять наркотики.Нужно понимать, что первый правильный шаг в решении любой проблемы – отказ от стереотипов и реальная оценка происходящего.[b]Не кампания, а долгая борьба[/b]Почти вся реальность, сотворенная Богом, в руках человека может превращаться в источник радости или в источник горя. Уже в Священном Писании мы видим примеры того, что железо может использоваться для того, чтобы ковать плуги или мечи. Что посредством камня можно построить дом, а можно убить врага. Что-то похожее случается со спиртными напитками. Бокал вина или пива может быть символом жеста дружбы, мира, гармонии, а может стать началом пьянства, которое наполняет человека эгоистическим удовольствием, а его окружающих – безмерным количеством страдания и слез.Церковь видит проблему табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ в обществе, в том числе и молодежной среде в контексте духовной борьбы. И у Церкви действительно есть опыт такой борьбы.Еще XVIII в. святитель Тихон Задонский был обличителем участников ежегодных торжеств в честь языческого божества Ярилы, которого некоторые на нашей российской земле почитали богом водки и поэтому предавались пьянству, переходящему в ссоры, драки и кулачные бои.Воистину «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином...» В РПЦ понимают, что речь должна идти не о кампании, а о комплексной многоуровневой и долговременной работе по противодействию распространению проблем, связанных с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков среди российского населения.Полагаю, в начале такой работы будет целесообразно достичь договоренности между всеми общественными структурами по координации работы, проводимой с целью противодействия табачной, алкогольной и наркотической угрозе, создавать новые стратегии противодействия, которые были бы закреплены региональным законодательством и долговременными планами.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Рождественские образовательные чтения проводятся с 1993 года. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.Начиная со вторых чтений их постоянными участниками стали министр образования Российской Федерации, руководители Российской академии образования, Московского комитета образования. Соучредители Рождественских чтений – государственные образовательные структуры.Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни общества, интеллигенции, педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы.[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen