Семейный бюджет понарошку: старшеклассники примерили на себя роль взрослых
Современные старшеклассники думают не только о поступлении в вузы, но и о финансовом благополучии. Поэтому интерактивные занятия, посвященные составлению семейного бюджета, пользуются большой популярностью среди московских школьников, учеников 9–11-х классов.
В столичном центре технологической модернизации образования такие полезные тренинги и деловые игры проходят регулярно. При этом задачи перед ребятами стоят совсем не детские! Например, на деловой игре у них есть всего 80 тысяч рублей на большую семью и масса расходов, которые нужно учесть, чтобы охватить потребности и интересы всех ее членов при изменяющихся внешних условиях. Например, сколько денег заложить на питание, если половину месяца бабушка, дедушка и двое детей будут в Сочи, а родители в командировке? Много ли денег нужно дать детям на карманные расходы? И так далее.
Все ситуации смоделированы, но при этом максимально приближены к жизни. Судя по тому, как распределяют средства команды, школьники пока не очень разбираются в финансах. Но участие в подобных мероприятиях как раз и направлено на обретение знаний и опыта.
— Мне показалось, что 15 тысяч рублей слишком много на одежду в октябре, — рассказал ученик школы № 237 Сурен.
Мы спросили Сурена, учел ли он, что зимняя обувь, которую как раз надо покупать в середине осени, стоит около 10 тысяч рублей. Школьник подумал и согласился, что даже мало тогда будет на всю семью. В ценах на продукты школьник разбирается намного лучше: старшеклассник рассказал, что в магазине старается сравнивать цены и покупать то, что выгоднее.
А вот ученица школы № 904 Оксана ходит за продуктами не так часто.
— Было непросто определить, на что и сколько нужно потратить, — говорит школьница. — Нелегко было и договориться с другими членами команды, ведь у всех свое мнение.
Между тем заслуженный экономист России Андрей Марголин отметил, что уровень финансовой грамотности среди горожан очень низкий.
— Пока будут существовать аналоги финансовых пирамид, это будет являться свидетельством низкой финграмотности населения, — пояснил он.
Эксперт уверен: всех жителей мегаполиса необходимо обучать основным навыкам финансовой грамотности и делать это в рамках непрерывного образования.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Пономарев, заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования:
— Обучение финансовой грамотности и основам предпринимательства школьников — одно из приоритетных направлений дополнительного образования. Программа содействия повышению уровня финансовой грамотности населения реализуется в Москве несколько лет. В ее рамках для детей проводятся мастер-классы, деловые игры. Важно, чтобы школьники уже сейчас учились принимать финансовые решения и нести за них ответственность. Это им пригодится во взрослой жизни.