Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Особняк для Юрия Милославского

Общество

Кто из наших читателей помнит (да и знает) об этой весьма примечательной дате в истории русской литературы? Да и мы, признаться, наткнулись на нее почти случайно, раскапывая материалы для одной из любопытных историй, которыми богат не так уж и далекий XIX век.[b]Изящная литература[/b]180 лет назад появление в книжных лавках романа мало кому известного писателя Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» произвело настоящую сенсацию.Тема Отечественной войны 1812 года еще была если не на устах, то в умах многих. Да и память о «первой отечественной», переборовшей Смутное время на Руси, всколыхнулась в связи с недавними событиями и еще не улеглась в обществе. Благо что открытый за 10 лет до этого на Красной площади памятник героям той, 200-летней давности, войны эту историческую память изрядно «подогрел».Тем более что монумент этот стал вообще первым памятником (в современном значении) в Москве: до этого все памятники в Первопрестольной были исключительно сооруженные «по случаю» храмы и триумфальные арки.И вдруг – исторический роман, изящная литература! Да как прелестно написан! Какое громкое эхо от его выхода в свет пошло по всем литературным журналам и салонам. Роман читают и в патриархальной консервативной Москве, и в чопорном чиновном Санкт-Петербурге, и в далекой от столичных очагов культуры провинции. Сам Александр Сергеевич Пушкин так написал автору: «Прерываю увлекательное чтение вашего романа, чтобы сердечно поблагодарить вас за присылочку «Юрия Милославского» – лестный знак вашего ко мне расположения. Поздравляю вас с успехом – полным и заслуженным, а публику – с одним из лучших романов нынешней эпохи».А вы, уважаемые читатели «Вечерки», помните свое впечатление от ознакомления с этим романом? Или (как мы, грешным делом, думаем) вы его вовсе не читали? Скорее всего, большая часть наших читателей (особенно младшего возраста) помнит о существовании этого произведения лишь из разговора размечтавшегося г-на Хлестакова с домочадцами городничего: [b]«Анна Андреевна[/b]: Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение? [b]Хлестаков[/b]: Да, это мое сочинение[b]. Анна Андреевна[/b]: Я сейчас догадалась. Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это г-на Загоскина сочинение... [b]Хлестаков[/b]: Ах, да, это правда, это точно Загоскина, а вот есть другой Юрий Милославский, так тот уж мой!»Насчет «другого Милославского» распространяться не будем (у нас было на то достаточно времени по минувшей весне, к юбилею Н. В. Гоголя), а вот о романе Загоскина немного поговорим. Вернее, не о романе даже – если кто читал, так это ему и не нужно, а кто не читал – не нужно вовсе, а о его авторе и том месте в Москве, где он жил.[b]«Крестный отец» Щепкина[/b]Впрочем, родился будущий знаменитый москвич далеко от нашего города – в Пензенской губернии, 14 июля 1789 года. Так что, при известной внимательности, литературная общественность могла бы отметить в минувшем году 220-летие автора «Милославского».Получив домашнее образование, будущий романист отправился в Петербург, где был определен на службу в финансовое ведомство. В 1812 году, вступив в петербургское ополчение, Загоскин участвовал в боях и даже был ранен.Пописывать пьесы Михаил Николаевич начал после своего 25-летия, служа уже по театральной части. Но особым успехом его произведения не пользовались, хотя и игрались на профессиональной сцене. Одна из пьес Загоскина осталась в истории театра по той причине, что в ней в сентябре 1822 года сыграл свою первую (и главную) роль на столичной сцене великий актер Михаил Щепкин. Таким образом, именно Загоскин стал своеобразным «крестным отцом» актера.[b]В Москву! В Москву![/b]Перебравшись в 1820 году в Первопрестольную, Загоскин сблизился с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, многими другими видными москвичами и почти сразу же «заболел» нашим городом.Писатель искренне полюбил Москву, узнал о ней много разных разностей, а в последней написанной им книге «Москва и москвичи» можно найти десятки драгоценных свидетельств о городе 1830– 1840 годов. Он часто говаривал: «Одно из величайших моих наслаждений состоит в том, чтоб показывать проезжим все диковины и редкости города». Вот как описывает это в своих воспоминаниях писатель И. И. Панаев: «Он встретил меня в доме С. Т. Аксакова, с которым был очень дружен. – Мы его сделаем москвичом, – говорил Загоскин Аксакову, ударяя меня по плечу. – Ему надо показать Москву во всей красоте. Я свезу его на Воробьевы горы. (...) Наконец мы вышли на крыльцо. С. Т. Аксаков провожал нас. Загоскин сел в кабриолет и взял вожжи. – Садитесь, садитесь скорее, – говорил он мне. Я сел. Лошадь поднялась на дыбы и рванулась. – Не погуби, Михаил Николаевич, молодого-то человека. Ты мне за него отвечаешь! – крикнул нам вслед, смеясь, Сергей Тимофеевич. – Ничего, ничего, милый, – кричал Загоскин, – я доставлю его в целости... (...) До Триумфальных ворот мы проехали благополучно, но путешествие наше по Москве было сопряжено с опасностями на каждом шагу. Загоскин при каждой церкви отпускал вожжи, снимал шляпу и крестился: лошадь начинала нести. Я замирал от страха, стыдился его, но наконец не выдержал: «Позвольте, буду править», – сказал я Загоскину. – Ничего, милый, не бойся... Эта лошадь смирная, она уже знает мои привычки (...) Въезжая на Воробьевы горы, я было оглянулся назад. – Не, нет, не оглядывайтесь! – крикнул Загоскин (...) Минут через десять мы остановились. Загоскин попросил попавшегося нам навстречу мужика подержать лошадь, а сам повел меня к дереву, одиноко стоявшему на горе. – Ложитесь под это дерево и смотрите теперь, смотрите! Отсюда лучший вид... Ну что скажите, милый? – произнес он взволнованным голосом, – какова наша белокаменная?! (...) Загоскин снял очки и вытер слезу, навернувшуюся у него на глазах. В экстазе он начал говорить мне «ты». – Благодарю вас, – сказал я Загоскину, – это лучший вечер в моей жизни. Я его никогда не забуду...» Нужно сказать, что на волне успеха «Юрий Милославский» принес его автору не только всероссийскую славу, но и вполне приличные деньги. Издатели отвалили Загоскину 30 тысяч рублей ассигнациями, что было хоть и значительно меньше той же суммы, будь она выплачена серебром, но вполне хватило рассудительному литератору на покупку приличного особняка, стоявшего на углу Большого Лёвшинского и Денежного переулка, в приходе церкви Покрова, что в Лёвшине, примерным прихожанином которой он стал… А был ли домик?[b]Историческая усадьба[/b]Дом Загоскина привлекал многих известных деятелей литературы, искусства, науки. Вот как описывает в 1920-е годы этот особняк Иван Белоусов, скрупулезный и добросовестный историограф многих писательских гнезд Москвы: «Отступив в глубину сада, отгородившись от улицы железной решеткой, этот старинный особняк так не похож на окружающие его доходные дома, которыми все больше и больше застраивается в последнее время эта тихая местность. Особняк небольшой, с мезонином, в три окна на улицу, в нем около 20 комнат: окрашен он в желтый цвет, излюбленный для московских зданий начала прошлого века».Впрочем, нам кажется, здесь знаменитому мемуаристу изменила память: в 1920-е этого особняка уже не было.В 1897 году усадьба Загоскиных была выкуплена богатым промышленником Бергом, успешно совмещавшим в своем предпринимательстве производство тканей и стали.Дом с флигелями был сломан, а потом построен заново архитектором Бойцовым в модном тогда стиле модерн. После октябрьского переворота особняк был национализирован, и тут разместилось посольство Германии.Именно здесь, в бывшей усадьбе Загоскиных, и произошло то знаменательное и до сих пор во многом таинственное событие, которое послужило сигналом к мятежу левых эсеров. Здесь 6 июля 1918 г. был убит посол Германии граф Вильгельм фон Мирбах. За день до этого большевиками была снята охрана посольства, и двое неизвестных, предъявивших удостоверения сотрудников ВЧК, потребовали срочной встречи с Мирбахом. Он вышел для встречи с ними в большую гостиную и был убит. По одной версии, бросили бомбу, по другой – стреляли из револьвера. Убийцы выбрались из здания, перелезли через решетку и исчезли...Потом в этом доме заседал Исполком Коминтерна, а с 1924 года он принадлежит посольству Италии. Но мы невольно «убежали» в сторону от нашей истории, а потому продолжим...[b]Чифирь для романиста[/b]Прикупив особняк, Загоскин, получивший в 1831 году должность директора Московских государственных театров, а потом и должность директора Оружейной палаты, поселился в нем и зажил жизнью спокойной, размеренной, отдавая дань и литературе, и общению с приятелями, и игре «по маленькой» в Английском клубе. К слову сказать, свое членство в этом клубе Загоскин весьма ценил и однажды в беседе со своим приятелем признался (вроде бы в шутку), что делит жизнь свою на четыре главные эпохи: рождение, производство в первый чин, женитьбу и поступление в члены Аглицкого клоба. Самое странное, что о выходе в свет своего знаменитого романа писатель в этой хронологии и не обмолвился! Распорядок дня хозяина дома был определен раз и навсегда, и выполнялся им весьма скрупулезно. Вот как описывает его сын писателя: «Он вставал часов в восемь, брал холодный душ, затем отправлялся в молельню, после садился за чай (...). Думаю, что никогда и никто не пил такого странного напитка, приготовлявшегося моим отцом: он клал в небольшой металлический чайник огромное количество дешевого черного чая и кипятил его до тех пор, пока чай начинал сам выливаться из чайника в чашку.Этот напиток, имевший запах пареного сена, так нравился отцу, что в гостях он не мог пить другого чая, находя его безвкусным. Выпив две чашки такого ужасного настоя, он занимался ежедневно приготовлением себе тоже особым способом дневной порции нюхательного табака, растирая его с прибавлением нашатырного спирта и трюфельного сока (...) Окончив операции с табаком, отец шел в рабочий кабинет, где занимался до двух часов дня, и тогда никто из членов семьи не смел тревожить его... В два часа он выезжал с визитами и возвращался к четырем, садился за обед один в своем кабинете. Он редко обедал с семейством, потому что кушал позднее всех и любил во время обеда надевать халат, а между блюдами читать газеты и журналы. Кушанья подавались преимущественно русские – жирные и тяжелые; водки он совсем не употреблял..., считая ледяную воду самым приятным и здоровым напитком... После обеда он отдыхал не более часа и потом занимался чтением, и в девять часов уезжал на вечер, бал или в Английский клуб».Вот такие привычки были у одного из самых модных писателей пушкинской поры! Впрочем, рецепт загоскинского чая хорошо известен среди бывалых зэков и старых северян: это знаменитый в определенных кругах чифирь.Может быть, этот адский напиток и помогал ему без передыха сочинять исторические романы?[b]Дорогие гости[/b]Как уже было сказано, многие известные люди той поры были в доме у Загоскина. К примеру, баснописец Иван Дмитриев, отец и сыновья Аксаковы, историк Михаил Погодин, многие другие коренные и заезжие москвичи.Посетил автора «Милославского» во время своих наездов в Москву и Николай Васильевич Гоголь. Правда, величием Загоскина он не проникся, а воспринял его, если верить письмам писателя, довольно иронично, придав некоторые черты Михаила Николаевича не кому-нибудь, а самому... Ивану Александровичу Хлестакову. Причем исследователи утверждают, что прототип себя в герое узнал и даже обиделся, но своих отношений с Гоголем не прервал – мало ли что говорят, лишь бы помнили! Вообще, Загоскин был, по свидетельству его знакомых, необыкновенно хвастлив, говорлив, питал изрядную слабость к французскому языку, который, по свидетельству И. С. Тургенева, «коверкал без милости» и, несмотря на свою немного карикатурную внешность («слегка сплюснутая голова, четырехугольное лицо, выпученные глаза под вечными очками, близорукий и тупой взгляд» – это тоже слова Тургенева) был уверен, что никакая женщина не в состоянии устоять перед ним! Был он между тем человеком вполне добродушным и благожелательным к окружающим.После «Юрия Милославского» Загоскин написал еще несколько романов, но такого успеха, как его «первенец», они уже не имели. Он исправно служил, понемногу старел и печалился лишь о том, что его все меньше читают и знают в России... Впрочем, он был не совсем прав.Когда Михаил Николаевич скончался (а случилось это в 1852 году), его гроб на кладбище Новодевичьего монастыря провожала огромная толпа. Были в ней, конечно, и праздные зеваки, готовые идти за гробом любого более или менее заметного при жизни человека, но были и не забывшие его друзья, и многочисленные поклонники. Могила эта, несмотря на все трагические перипетии ХХ века, на монастырском кладбище сохранилась. А вот приходит ли к ней поклониться кто-нибудь сегодня – бог весть! Да и судьба его потомков, владевших домом на углу Большого Лёвшинского переулка, нам, к сожалению, неведома.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.