Город

Почему москвичам не стоит бояться открывать свое дело

Технолог Ландыш Гайниева демонстрирует хлебобулочные изделия, выпускающиеся предприятием малого бизнеса, на котором она работает
Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Корреспонденты «ВМ» решили разобраться, какие страхи преследуют горожан, которые только собираются или уже создали свое дело. Малый и средний бизнес как отрасль — серьезная опора для экономики мегаполиса. Но некоторые слухи отпугивают потенциальных предпринимателей. Среди них — необходимость наличия большого стартового капитала или отсутствие помещений. Эксперты развенчивают эти мифы.

Мифы и правда малого бизнеса

Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты:

— Малый бизнес в Москве является уже существенной частью столичной экономики. В городе скоро будет уже под миллион индивидуальных предпринимателей (ИП) и компаний. Однако нам в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) прекрасно известно, какие слухи пугают тех, кто только обдумывает возможность открыть свое дело.

Слух № 1. Компанию открыть очень сложно, нужно преодолеть массу формальностей. На самом деле, чтобы зарегистрироваться, скажем, в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), нужны минимальные усилия: заполнить несколько документов в Интернете, открыть счет в банке и один раз съездить в налоговую инспекцию. И все, можно начинать коммерческую деятельность. Но даже если такой путь кажется сложным, можно обратиться в один из многочисленных городских центров услуг для бизнеса (ЦУБ), там бесплатно проконсультируют и помогут оформить документы.

Слух № 2. Огромные сложные налоги, нужно держать свою бухгалтерию. Не факт — все зависит от того, чем вы планируете заниматься. На 81 вид работ можно приобрести у города патент — и сразу освободитесь от необходимости платить налог на имущество, НДФЛ, НДС, торговый сбор. Если этот вариант не подходит — существует еще и упрощенная система налогообложения. Кстати, это очень важно для тех, кто использует такую упрощенную систему, Государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» бесплатно оказывает услугу заполнения налоговых деклараций.

Слух № 3. Офис не снимешь — очень дорого! Есть масса возможностей получить от города помещение для работы. Технопарки, коворкинги, льготная аренда городских нежилых помещений (от 4,5 тысячи за квадратный метр в год, а в подвале так и вовсе тысяча), различные программы для образовательных учреждений и для реставрации (рубль за квадратный метр в год).

Слух № 4. Чтобы открыть свой бизнес в Москве, нужны большой начальный капитал и связи. Нет, не нужны. В Московской ТПП состоит большое количество молодых предпринимателей, которые открыли свое дело буквально «на коленке», почти вообще без вложений. Дешевый сайт или аккаунт в соцсети, скопленные средства от стипендии или зарплаты — а дальше можно воспользоваться системой городских субсидий, гарантий, займов…

Слух № 5. К государственным заказам не пробьешься, там все только «для своих». Наоборот, наш город заинтересован в притоке малого бизнеса к государственным закупкам, в Интернете действует «Портал поставщиков» — витрина городского заказа, где можно бороться за подряды от столичных властей. Сейчас там 140 тысяч пользователей, за год проведено сделок на 25 миллиардов рублей, а в нынешнем году ожидается рост этой суммы до 45 миллиардов рублей. Все открыто и доступно.

Общий вывод — те, кто начинал свой бизнес двадцать лет назад, завидуют современным предпринимателям белой завистью!

Разработайте план действий

Светлана Петропольская, эксперт по правовым вопросам «Опоры России»:

— Многие считают, что раскрутить малый бизнес в Москве практически невозможно. Я считаю, это не так. Сейчас есть очень много возможностей для продвижения своего дела. Интернет позволяет начинающим предпринимателям получить массу аналитических материалов, помогающих разобраться в той или иной сфере бизнеса, понять, какие инструменты нужно использовать для начала своего дела, и так далее.

К этим материалам нет препятствий. Помимо этого, сейчас в столице работает огромное количество бесплатных курсов и онлайн-школ для начинающих бизнесменов. На них можно узнать все секреты продвижения своего дела в таком крупном городе, как Москва. Если немножко покопаться, то все это можно легко найти во Всемирной сети.

Самое главное — продумать все заранее. Прежде чем открыть свое дело, нужно сначала подумать обо всех способах его продвижения, понять, чем оно будет выделяться на рынке, в чем его преимущества перед конкурентами. Ведь источником мифа о том, что в Москве невозможно раскрутиться, является непродуманность молодых предпринимателей. Люди сначала делают, а думают — потом. Возможно, это одна из причин того, почему закрываются некоторые стартапы.

Как говорится, семь раз отмерь — один раз отрежь. Разработайте бизнес-модель вплоть до аренды помещения и зарплаты сотрудников. Тогда вам будет легче продвинуть свой бизнес на рынке. Город создает все условия для того, чтобы это сделать.

Я рекомендую изучить конкретную нишу — некоторые виды малого и среднего предпринимательства сегодня не так актуальны, как можно считать. Также есть сферы деятельности, в которых начать свое дело не так просто и не очень дешево. Ведь найти помещение, набрать профессионалов, которые будут получать хорошую зарплату, не всегда легко. Некоторые предприниматели должны получить лицензию для открытия какого-либо центра, закупить оборудование и так далее. Но опять же — человек, который заранее предусмотрит все детали, создаст подробный бизнес-план, в котором будут указаны все затраты, не должен столкнуться с неожиданными проблемами. Продуманность и взвешенность — это именно то, что нужно для успешного продвижения бизнеса.

Отбросьте все страхи

Антон Шабанов, независимый экономический эксперт:

— Большинство начинающих предпринимателей думает, что для открытия собственного бизнеса необходим большой стартовый капитал. И, кстати, многие из них отказываются от идеи создания чего-то своего по той же самой причине. Безусловно, при открытии масштабного собственного дела нужна определенная материальная поддержка. Но объем капиталовложения для каждого направления бизнеса диаметрально разнится. Поэтому я хочу сказать, что мысль о большом стартовом капитале не всегда имеет место быть. Это, скорее, частичный миф. Кроме того, всегда важно помнить о том, что главный капитал — это мозги.

Отмечу, большой стартовый капитал необходим только тем видам бизнеса, которые изначально требуют больших капиталовложений. Например, если человек собирается открыть свой бизнес по производству автомобилей, разумеется, ему понадобится достаточно много денег, чтобы купить комплектующие, станки и так далее. Все это — капиталовложение.

Но, допустим, для открытия бизнеса, включающего предоставление услуг по установке антивирусных программ на компьютер, затраты будут либо равны нулю, либо они будут минимальны.

Большую роль, нежели деньги на старте бизнеса, могут сыграть родственные связи, знакомства с интересными людьми и даже прочитанная книга или статья. Все, что имеет человек, будь то связи, знания, деньги или любой ресурс, который он смог заработать за жизнь, — это и есть капитал, с которого необходимо стартовать.

Много случаев, когда человек, владеющий большой суммой денег, решает начать бизнес, не обдумав правильность и логичность своих действий. Деньги быстро тратятся невпопад. А взвешенные действия, совершенные после глубокого анализа, подкрепленные определенным багажом знаний, зачастую приводят к положительному результату. Возможности человека безграничны. Повторюсь: основной капитал находится у каждого из нас в голове. Вообще, существует множество возможностей начать бизнес с нуля. Нужно только уметь увидеть эти возможности.

Именно поэтому выражение, гласящее, что все виды бизнеса требуют большого стартового капитала, — миф. Люди, которые используют его как причину для отказа от создания собственного бизнеса, скорее пытаются тем самым прикрыть свой страх и нерешительность. Они изначально боятся не большого вложения материальных средств, к которому они, может быть, не готовы, а того, что им придется много работы выполнять самостоятельно. Ведь чем меньше человек вкладывает денег в свой бизнес, тем больше дел ложится на его собственные плечи. Ему придется самостоятельно делать рекламу, используя все доступные ресурсы, и в целом выполнять очень много работы вручную, в то время как человек, имеющий большой стартовый капитал, сможет выполнение всех этих задач поручить другим людям, которым он будет платить зарплату и контролировать их работу.

Поэтому, мне кажется, сейчас большинство потенциальных предпринимателей «выгорает» именно потому, что они понимают, что чем меньше они смогут вложить, тем больше придется потом компенсировать этот капитал своим бесплатным трудом. Зарабатывать хотят все, а работать — немногие.

Да и помимо всего прочего, у каждого, кто только думает над открытием собственного бизнеса, есть альтернативный вариант развития событий — пойти наемным сотрудником, выполнять четко поставленные задачи и получать за это регулярную заработную плату.

Помещение — не проблема

Сергей Зуев, профессор, ректор московской высшей школы социальных и экономических наук:

— Сегодня в основных городах-миллионниках России вопрос инфраструктуры в общем вполне сопоставим с теми условиями, которые существуют в других больших городах мира. И по крайней мере в Москве за последние годы произошли значительные положительные изменения. Вопрос в данном случае кроется в общем климате и рисках, имеющих другую природу. Так, по актуальным экономическим рейтингам показатели России в мире значительно улучшились. Сегодня в Москве предпринимателям малого и среднего бизнеса предоставлено довольно много коммерческой недвижимости. И получить к ней доступ может каждый — в этом нет ничего сложного. Таким образом, вопрос поиска помещения в столице не является основным из тех, которые потребуется решить молодому предпринимателю, да и правительство Москвы всегда поддерживает бизнесменов.

Определенно миф о том, что в Москве не существует достаточно развитой инфраструктуры для аренды под малый бизнес, не соответствует действительности. Город на аукционах разыгрывает много помещений, подходящих для ведения малого и среднего бизнеса. И они всегда пользуются у предпринимателей спросом.

Есть мнение, что для успешного бизнеса все решения нужно принимать рационально. Как мы знаем, очень часто это не так — многие успешные люди ориентируются на атмосферу и обстоятельства, которые порой трудно логически изложить. Может быть, молодой бизнесмен не знает досконально необходимую область, но он осознает риски предпринимательства. На мой взгляд, сегодня наиболее привлекательным для предпринимателей с точки зрения инфраструктуры является высокотехнологический сектор. Он, как и любое экономическое предпринимательство, которое не опирается на крупные площади и фонды, имеет больше шансов. При прочих равных условиях это более выгодный тип управления деятельностью, где наиболее низок шанс «зависнуть» во всех сложностях, связанных с большими пространствами. Находиться в небольшом помещении и делать разработки, которые впоследствии продаются крупным корпорациям, — путь, требующий наименьших капиталовложений, этим широко известны высокие технологии. Другой бытующий миф — это завышенная стоимость аренды недвижимости в Москве. Конечно же, это не так.

Опять же, высокотехнологичные виды бизнеса являются ярким примером — такие направления, как информационные технологии, не требуют больших помещений для ведения деятельности.

Идея — двигатель возможностей

Александр Сметанов, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по науке и промышленности:

— Если молодые люди, которые подумывают открыть свое дело, сегодня заявляют, что все уже придумано и изобретено до них, что новых, свежих, уникальных идей не осталось, это лишь означает, что идей не осталось у них самих. Уверяю, это все от лени, от незнания. Слово «предприниматель» происходит от слова «предпринимать», то есть изобретать, выдумывать, делать что-то такое, что будет интересно.

В первую очередь, чтобы стать успешным предпринимателем и найти свою нишу на рынке, предприниматель должен любить то дело, которым он собирается заниматься. И не просто любить, а знать о нем все досконально, любые тонкости и аспекты. Для этого существуют книги, Интернет, мастер-классы, очень много сейчас возможностей для повышения грамотности и уровня знаний. Если такого отношения к своему делу у человека нет, то толку не будет. Я лично знаю предпринимателей, которые с нуля, сидя дома, развивали свой бизнес, добивались результатов и сейчас продолжают заниматься этим делом.

Люди и днем и ночью сидели в Интернете, искали любую полезную информацию именно об этом бизнесе, брали специальные мастер-классы. Если человеку интересно, у него все получится.

Всевозможных ниш очень много, тем более в Москве, где можно продать и купить что угодно. Однако для этого нужно сделать над собой усилие, нужно понимать, куда двигаться.

Сегодня для предпринимателей проводят различные тренинги и мастер-классы. Каждый, кто собирается заняться бизнесом, должен для себя определить, полезен ли ему тот или иной тренинг или стоит поискать полезную информацию в Интернете, в книгах.

Мероприятия для предпринимателей проводит Государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» — это в первую очередь ликвидация деловой безграмотности. Ведь мы можем произвести все что угодно, сделать любое изделие, а как его грамотно упаковать и преподнести не учат ни в каких учебных заведениях: ни в школах, ни в вузах. Мы готовим инженеров, технологов, программистов, а тому, как продать идею, маркетингу мы не учим.

Мы же помним, что радио изобрел Попов, а другой предприимчивый американский деятель взял его, растиражировал и заработал кучу денег. И мы до сих пор не умеем правильно продать. Высшие учебные заведения должны этим озаботиться и готовить нормальных маркетологов, чтобы была научная основа.

В любом регионе можно заниматься бизнесом и получать результат, но Москва — это город возможностей. Здесь крутятся основные финансовые потоки. Главное — найти тот баланс и синергию, которая будет оптимальна для достижения целей.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER