Зураб Церетели видит смысл творчества в движении вперёд

Культура

В этот предвечерний час столица, кажется, сошла с ума. А здесь, на Пречистенке, всякая суета исчезает, уступая место сочным краскам и мягкой грузинской музыке.В мастерской самого Церетели сразу и не увидишь – плотная шеренга мольбертов, словно солдаты на плацу, загораживают Зураба Константиновича. Он работает.На огромной палитре краски похожи на ровные дорожки, а на самом верху – уже «лунные кратеры». Это те цвета, которыми Церетели сейчас рисует сидящую в кресле девушку – Диану. Кисти расположились на небольшой подставке рядом. Вокруг – удивительный порядок, чистота.[b][i]Мы работаем для потомков[/i]– Зураб Константинович, как вы умудряетесь работать красками и не пачкаться?[/b]– Я профессионал, привык так. А зависит это от воспитания, характера, от многолетней практики.[b]– А где ваш знаменитый красный фартук?[/b]– Где мои фартуки? И белый был, и красный, и желтый. Что, только коричневый остался? Все украли? Да нет, видите, вот белый фартук, сейчас уже несут, – шутит мастер. Но остается в элегантном черном свитере с красными подтяжками – образец стиля художника.[b]– У каждого из моих друзей, знакомых с вашим творчеством, есть свой излюбленный скульптурный «уголок Церетели». Какую роль играет, на ваш взгляд, скульптура в крупном мегаполисе в наши дни?[/b]– Искусство у каждой эпохи свое. Синтез изобразительных искусств – архитектуры, скульптуры, монументально-декоративных видов творчества, зародился еще в эпоху Петра I. Это хорошо видно на примерах дворцов, усадеб, городских комплексов прошлых лет.Так должно быть и сегодня, и в будущем. Российская академия художеств в своем составе имеет уникальных живописцев, скульпторов, архитекторов. Надо, чтобы они уделяли в своем творчестве больше внимания именно союзу искусств, работая для своего города, для потомков.А чтобы по-настоящему оценить произведение искусства – нужно время. То, что не совсем понятно людям моего поколения, с любовью и радостью примут наши внуки.[b][i]Кто позировал для мушкетеров?[/i]– Нынешний год станет Годом России во Франции и Франции в России. Какова программа академии в этом масштабном событии отечественной культуры?[/b]– Уже подготовлены художественные выставки, которые пройдут в Париже. В Люксембургском дворце мы покажем выставку, посвященную истории и основным этапам развития Академии художеств в России. Будут представлены произведения ведущих современных мастеров.Вторая выставка будет организована в Академии изящных искусств института Франции. Пути взаимодействия двух академий, выдающиеся личности, события, наиболее яркие и интересные факты истории найдут отражение в ее экспозиции. Интересна она обилием уникальных архивных материалов (большая часть которых никогда не экспонировалась), фото и видеоматериалов. Среди них – визит императора Петра I во Францию, историческое значение проекта Указа императора от 1724 года, Екатерина II и Устав академии, возведение здания Академии художеств в России, примеры сотрудничества французских и русских деятелей культуры и искусства.Своеобразным украшением этой выставки станет неизвестное полотно французского художника. Огромный холст – четыре с половиной на три с половиной метра. На нем изображен исторически достоверный факт – присутствие Николая II с императрицей на заседании Академии художеств. О существовании этой картины никто никогда не подозревал, она находилась в ужасающем состоянии, нам пришлось достаточно долго ее реставрировать. Мне очень хочется, чтобы это масштабное полотно представил президент России Дмитрий Медведев, когда он будет официально открывать Год России во Франции.Еще одна выставка откроется в штаб-квартире ЮНЕСКО, планируем в этом году провести Всемирную конференцию «Наука, искусство и медицина в современном мире».[b]– Вы посещаете много зарубежных стран, но к Франции питаете особые чувства. Правда ли, что в ближайшее время там появятся ваши «Три мушкетера»?[/b]– У меня их четверо. Их установят в Гаскони, на родине д Артаньяна. Безусловно, натурщики были. Но я хотел бы сохранить интригу. Пусть для всех открытие скульптуры мушкетеров станет приятной неожиданностью.[b][i]Там люди с добрыми глазами…[/i]– Множество ваших выставок проходит в российских городах. Так ли важно вам, признанному мастеру, мнение глубинки?[/b]– Знаете, сколько у меня прошло выставок в российских губерниях? Полсотни! От каждой поездки я получаю несравнимое ни с чем удовольствие. У меня все спрашивают: откуда тонус, работоспособность? Оттуда, из этих поездок, из глубинки. Там живут чистые люди с добрыми глазами. Они гостеприимны, радушны. Готовы поделиться последним, подарить самое дорогое. Вот такие искренние, широкой души люди![b]– Но и вы без подарков не ездите?[/b]– А как же без подарков? Вот, когда в Ставрополь ездил, подарил небольшую скульптуру Святого Георгия ([i]трехметровый оригинал стоит перед зданием ООН в Нью-Йорке[/i]). И мастер-классы в каждом городе провожу.[i][b]Как важно вовремя начать сначала[/b][/i][b]– Зураб Константинович, множество народу заходило, пока мы беседовали. Вы моментально, на ходу, решали их проблемы и вновь возвращались к творчеству. Ничто вас не раздражает, не портит настроения. Благотворное влияние грузинской музыки?[/b]– Я всегда пишу под музыку. Хорошие эмоции возникают от грузинских мелодий, настраивают на нужный лад.[b]– Неужели никто и ничто не способно вас «выбить из седла»?[/b]– Знаете, ведь мы все разные. Мои юношеские годы пришлись на эпоху, когда нам говорили: «Это не положено», господствовала единая точка зрения.Я вспоминаю, как меня Владимир Серов, который в то время возглавлял Академию художеств, снял с диплома, потому что моя дипломная работа понравилась Мартиросу Сарьяну. Я тогда находился под влиянием французской живописи, мне нравилась свободная, экспрессивная манера письма. Моя дипломная работа была интенсивной, яркой по цвету. Вот и сняли меня с диплома.Обидно! Что было делать? Я тогда убрал с палитры все интенсивные краски. Оставил только любимые краски Серова – белила, охру, ультрамарин, марс коричневый. И написал портрет своего товарища. Одел его в спортивный костюм, дал в руки теннисную ракетку. За две недели написал – и получил пять с плюсом.А сегодня я сижу за столом Серова, в его кабинете в Академии художеств. Так что важно сохранять бодрость духа. Надо, чтобы и будущее поколение никогда не теряло веры в свои силы, талант, трудоспособность. Возможно, тот случай, о котором я вам рассказал, и сыграл в моей биографии решающую роль. Я не сломался, не сдался, а мобилизовался, смог сделать работу заново.[b]– Новое поколение богато талантами?[/b]– Их множество, слава богу! На одном из мастер-классов я сказал ребятам: фантазируйте без подсказок! И посмотрите: работа семилетней девочки, а как она кошку смогла увидеть и перенести свое впечатление на бумагу! Я просто восторг испытываю от того, как дети великолепно чувствуют цвет! Но вот парадокс: большинство маленьких художников – девочки. Думаю, тут родители немного перемудрили – мальчиков с детства к коммерции готовят. А зря! В художники надо, потому что художник по-особому видит и чувствует мир, человека, природу. И лучше любого врача может излечить его от пороков, подарив красоту, доброту и любовь.Сейчас государство дало нам свободу, чтобы каждый человек мог проявить, показать собственную индивидуальность. Потому-то я и мастер-классы провожу. Наблюдаю за детьми, как они свои эмоции, видение мира переносят на холст, на бумагу.И каждый раз работы разные. Потому что все мы разные люди, думаем и чувствуем по-разному. В этом развитии и есть смысл творчества. То, что было вчера вечером, – это уже прошлое, завтра – начало нового витка творчества. Каждый день приносит что-то новое. Вот в этом – в постоянном движении вперед – и есть смысл творчества.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Зураб ЦЕРЕТЕЛИ родился в Тбилиси.Окончил Тбилисскую академию художеств, факультет живописи.Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели, президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. Действительный член Российской академии художеств; вице-президент Академии творчества (наука, культура, общественная деятельность), Россия; член-корреспондент Академии изящных искусств Франции. Народный художник Грузинской ССР; народный художник СССР; народный художник России; лауреат Ленинской премии; Дважды лауреат Государственной премии СССР; лауреат премии Пикассо; лауреат Государственной премии России; Герой Социалистического Труда; кавалер ордена «Дружбы народов»; имеет медаль Вермей – высшую награду города Парижа – и «Большую бронзовую медаль города Парижа» за выдающийся вклад в культуру и искусство и сближение народов России и Грузии с Францией; знак отличия города Москвы; орден Искусств и Литературы (Франция); «За заслуги перед Отечеством» II степени (РФ).Некоторые работы: монумент «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, «Слеза скорби» (США) и «Медный заяц» в Баден-Бадене.[/i]Какая из зарубежных стран, где вам удалось побывать, вам показалась наиболее близкой по духу России?Депутат Мосгордумы Антон ПАЛЕЕВ:– Я люблю порядок, поэтому по духу мне ближе Германия. Характер немцев, их педантичность, скрупулезность, может быть, дотошность в некоторых вопросах, деловитость и работоспособность мне импонируют.Cчитаю, соотношение прав свобод личности у них является главным критерием, который четко определяет положение каждого человека в обществе. В Германии с большим уважением относятся к правам личности и защите ее интересов. Даже внешне видно, что у них полнейший порядок и чистота. Нет коррупции, во всяком случае, в тех масштабах, которые есть в других странах, в том числе и во Франции.[b]Депутат Мосгордумы Вадим КУМИН:[/b]– Россия – уникальная страна. В том смысле, что находится на перепутье Востока и Запада. Таким образом, в ней есть черты и той, и другой цивилизации. Причем, говоря Запад, я имею в виду и Северную Америку.Россия находится на перекрестке мировых цивилизаций и впитала все лучшее от них. С одной стороны, европейской, главный представитель которой – Франция.История и сами взаимоотношения России и Франции доказывают их близость и сходство в культуре.С другой стороны, славянских государств, таких как Белоруссия, Украина или Сербия. У нас похожи традиции, менталитет и даже внешность людей.Как ни странно, россияне похожи и на американцев. А именно – в любви к просторам, и, так скажем, в неком свободолюбии. Именно ощущение собственной мощи характерно как для США, так и для России.Также в нашей стране есть много от стран Юго-Восточной Азии. Недавно вместе с партийной делегацией мы были во Вьетнаме. И я убедился, что много азиатских черт есть и у россиян. Например, чувство коллективизма.[b]Депутат Мосгордумы Михаил ТИШИН:[/b]– Наиболее близкая нам по духу страна – это Франция.Из истории мы видим, как тесно были связаны судьбы наших двух стран. Франция всегда была законодателем мод, причем не только в одежде, но и в поэзии, например. Все наши дворяне в обязательном порядке знали французский язык. А сколько русских людей иммигрировали в эту страну после революции 1917 года – не сосчитать. И сейчас люди с большим удовольствием ездят отдыхать во Францию. Я несколько раз бывал в Париже.Могу заверить, что люди там добрые и порядочные. Наверное, именно поэтому я ощутил некую близость с нашей культурой, несмотря на то, что в Париже все по-другому: и архитектура другая, и природа не та. Когда приезжаешь в Париж, он всегда тебе кажется родным.[b]Депутат Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ:[/b]– Пожалуй, Чехия. Славянская страна, правда, не очень обязательная, зато очень дружелюбная. Мы всегда свободно общаемся с чехами. И что самое главное – понимаем друг друга. А это главный показатель, что мы близки по духу.К тому же чехи очень любят все, что связано с нашими какими-то отдельными русскими чертами, за исключением пьянства. В общем, надо сказать, у нас хорошее и теплое взаимопонимание. В Чехии чувствуешь себя комфортно, несмотря на тяжелые события, которые происходят в их жизни.[b]Депутат Мосгордумы Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ:[/b]– Я думаю, все страны нам близки. Ведь, по большому счету, все мы люди, все имеем одинаковые потребности, желания. Конечно, есть свои привычки и жизненные устои, принципы. Но мироощущение и миропонимание, как мне кажется, одно и то же и у православных, и у мусульман… Лично мне нравится Германия. И еще Австрию я очень люблю. Там красивая природа. Одни горы чего стоят! Но больше всего мне импонирует ритм их жизни: размеренный, плавный. Эти люди достаточно уверены в завтрашнем дне. А их спокойствие вселяет и в тебя уверенность. Поэтому там ты чувствуешь себя комфортно.[b]Депутат Мосгордумы Евгений ГЕРАСИМОВ:[/b]– Когда речь заходит о близкой по духу стране, я почему-то сразу вспоминаю Кубу. Много лет назад я отдыхал там с семьей. И когда первый раз вышел из отеля на улицу, у меня возникло ощущение, очень близкое к тому, что я чувствовал в детстве, когда выходил в Подмосковье в поле, где трава была практически в мой рост. Великолепная природа и воздух, который мой маленький тогда сын сразу назвал «воздухом свободы», – вот что объединило для меня Россию и далекий остров в Карибском море. Еще я люблю Италию и Испанию. Люди там очень похожи на русских по своему восприятию мира. Мне импонирует и то, что они умеют бережно хранить свои традиции, свою историю и памятники. Справедливости ради следует заметить, что за границей я, как правило, оказываюсь в компании интересных и симпатичных лично мне людей. Возможно, отчасти поэтому многие страны мне кажутся симпатичными и близкими по духу России.

Google newsYandex newsYandex dzen