В Ханты-Мансийске завершился 8-й МФКД «Дух огня»

Культура

[b]Лучшим фильмом фестиваля «Дух огня» стала российско-итальянская картина «Десять зим».[/b][b]Перемена слагаемых[/b]С Сибирью шутки плохи. Во всех смыслах. Говорю как эксперт. Во-первых, сорокаградусные морозы, которые обрушились в феврале на Ханты-Мансийск. От них, на минуточку, не спасали ни пуховики, ни дубленки.Во-вторых, общая минорная атмосфера в конкурсных кинозалах, где комедий практически не наблюдалось (исключение – уморительный канадский «Троцкий») Впрочем, и понятно. Главной темой нынешнего «Духа огня» стали трагические страницы в истории страны – фестиваль был посвящен 65-летию Великой Победы над фашистской Германией.А главными ньюсмейкерами на этот раз стали президент фестиваля Сергей Соловьев и новый губернатор ХМАО Наталья Комарова. Первый представил в Ханты-Мансийске свою новую работу «Одноклассники». Вторая в эти же дни начала свою деятельность, сменив на высоком посту Александра Филипенко, который тем не менее остался председателем оргкомитета фестиваля.Власть сменилась, но, похоже, теплое отношение к фестивалю осталось. Во всяком случае, уже на закрытии Комарова намекнула, что на юбилейном, десятом «Духе огня» она хотела бы увидеть фильмы, сделанные югорчанами…Что, наверное, будет не очень просто, добавим мы.[b]Дорогие гости[/b]Петр Тодоровский заменил заявленного ранее Иштвана Сабо в качестве председателя международного жюри. Соловьев вручил ему почетный приз «За вклад в отечественное и мировое кино», а также «за выдающийся вклад в человеческие отношения, потому что это большой дефицит». «Жюрить» Тодоровскому помогали наша Лариса Садилова, а также французская актриса Александра Стюард, признавшаяся, что любит закусывать водку маслинами, и Сильвия Д Амико, итальянская сценаристка и продюсер, работавшая когда-то с Михалковым.– Мы действительно счастливый фестиваль, потому что каждый год к нам приезжают работать в жюри удивительные люди со всего мира, – сказал Соловьев. – В этом нет никакой экзотики, потому что почти все они являются нашими друзьями, и нам очень важно эти дружеские связи поддерживать, потому что долгие годы мы стараемся понять, что происходит с нами, с жизнью, что происходит с кино. Это чрезвычайно дорогое достижение нашего фестиваля.[b]Порохом пропах[/b]Тема фестиваля оказалась востребованной. На экране война была представлена колоритно и объемно. В ретроспективе наших фильмов – лучшие ленты о войне, такие как «Баллада о солдате» и «Летят журавли». В рубрике «Фильмы минувшей войны» – малоизвестные фронтовые киносборники и американские раритетные фильмы, созданные в Голливуде в годы войны («Северная звезда», «Песнь о России»).Кстати, Гильдия киноведов и кинокритиков назвала свой лучший фильм последних лет о войне – им стала «Кукушка» Александра Рогожкина. Приз – фарфорового «Слона» – получать в Сибирь приехали актеры Вилле Хаапсало и Виктор Бычков…[b]Классное кино[/b]Конечно, все ждали «Одноклассников» Соловьева. Мастер, который всегда чутко слышит пульс нового поколения, на этот раз рассказал о том, каких перемен хотят молодые. Не случайно в финале фильма снова звучит песня Виктора Цоя.«Одноклассники» о том, что случается со школьниками, которые покидают учебное заведение «под звуки нестареющего вальса» и под неусыпным оком «новых русских родителей». Любовный треугольник – Она (без имени) и ее двое приятелей – Федор и Степан (Батон и Бульди). Спустя три года после окончания школы герои встречаются... Но опыт взросления приводит их совсем к разным выводам...Главный из которых – вы не поверите! – нежелание строить жизнь по правилам родителей и владеть сталолитейными и прочими заводами.Эти духовные поиски приводят героиню на Гоа, где она наконец обретает душевный покой и семейное счастье в лице маленького индуса.– Они не кретины, просто у них способ несловесный, слабоумный, не хотят они революций, контрреволюций, совершенства мира, несовершенства мира, – так поясняет режиссер позицию своих героев.В картине, кроме экс-сценаристки и новой музы Сони Карпуниной (нынче она учится на режиссерском ВГИКа), художника-ювелира Константина Крюкова и телеведущего Аристарха Венеса, также снялись Андрей Руденский, Елена Дробышева, Михаил Ефремов, Алена Бондарчук, для которой эта роль в кино стала последней.Еще – Даниэль Ольбрыхский в роли постаревшего хипера. Соловьев, кстати, благодарен ему – ведь ради этой небольшой роли поляка, живущего на Гоа, Ольбрыхский «бросил все, даже прервал съемки с Анджелиной Джоли», и приехал, не зная толком, где будет сниматься.[b]Барак, да не тот…[/b]В международном конкурсе (отборщик Андрей Плахов) было представлено девять картин, в том числе российская лента «День зверя» Михаила Коновальчука.Главную роль – немецкого снайпера в ней сыграл сын режиссера, Иван, а продюсерами выступили отец и сын Малышевы (специальный приз жюри).Но самыми яркими картинами, на мой взгляд, оказались болгарская «Восточные игры» Камена Калева (она была отобрана еще в каннские «Перспективы») и канадская лента Джейкоба Тьерне «Троцкий».Первая – о растерзанной наркотиками жизни молодого человека, причем на биографическом материале (актер Христо Христов погиб от передозировки вскоре после завершения съемок). Вторая, «Троцкий» – уморительная история о том, как идея может заразить людей спустя десятилетия и повториться в фарсе с бесподобным молодым комиком Же Барюшелем в главной роли...Но пожилое жюри рассудило иначе, отдав приоритет лентам традиционного, а не новаторского характера. Главный приз – «Золотую тайгу» плюс 300 тыс. рублей увез в Италию режиссер «Десяти зим» Валерио Мьели.Эта российско-итальянская копродукция – внятная романтическая история о любви с большим коммерческим потенциалом. На пресс-конференции режиссер согласился, что его фильм находится где-то посередине между коммерческим кино и искусством. Отсюда и хеппи-энд. В качестве свежего взгляда – обшарпанная, неприглядная Венеция и роскошная, гламурная Россия, какой видится наша страна некоторым продюсерам.Фильм уже засветился на Венецианском и Токийском фестивалях. А кроме Изабеллы Рагозе и Микеле Риондино, играющих влюбленных, в ленте работали также наши Сергей Никоненко, Сергей Жигунов и Любовь Зайцева.«Серебряную тайгу» и 200 тыс. рублей увез в Грецию Филиппос Цитос за «Академию Платона». Это история о том, что все люди – братья.Причем в буквальном смысле. И любой прохожий – даже албанец! – может однажды оказаться вашим родичем…Наконец, вьетнамец Буй Тхак Тьюэн увез «Бронзовую тайгу» и 100 тыс. рублей во Вьетнам, где, собственно, и бушуют страсти его картины «По течению» – робкому исследованию природы сексуальных влечений и особенностей лесбийской любви… В международном конкурсе, увы, ни прорывов, ни шедевров не оказалось… И даже женская режиссура (Аннелор Керр, «Юридическая помощь») не порадовала особым изяществом, хотя действие, следуя новой моде, происходит в тюрьме и сюжет довольно лихо закручен.Особый цимес картине придает поразительное сходство актера Рошди Зэма, сыгравшего адвоката-преступника, с… Бараком Обамой![b]Крыша для раков[/b]В Российской программе также особо похвастаться было нечем. Тоже девять фильмов. Некоторые из них уже прогремели по фестивалям – например, «Волчок» Василия Сигарева или «Какраки» Ильи Демичева. Отсутствие таких знаковых дебютных лент, как «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева и «Кислород» Ивана Вырыпаева, говорило само за себя.Не зря мучили грустные предчувствия Сигарева, который пожаловался мне на сибирского «заторможенного» зрителя. А ведь именно он принимает решение в российском конкурсе... И вот итоги зрительского голосования: лучшим («Золотая тайга») признан фильм «Рябиновый вальс» Алены Семеновой и Александра Смирнова – история о подвиге юных минеров в духе советского военного кино.Мистическая сага о питерской коммуналке «Видримасгор, или История моего космоса» Яны Поляруш завоевала «Серебряная тайгу», а полнометражный опыт Бориса Грачевского о суициде подростков «Крыша» – «Бронзовую».Среди самых неожиданных дебютов – фильм Сергея Степанченко «Следы на песке», история о добрых и хороших хирургах и бизнесменах. А также эксперимент Марии Максимовой, которая решила алгеброй разъять гармонию в своей ленте «Будь со мной». Ее героиня делает не пластическую, а кардинальную операцию – вырезает из груди «орган любви». Но даже Артур Смольянинов в роли доминирующего самца картину не спасает… Потому и актерских работ было как на безрыбье.Кстати, именно в «Какраках» Михаил Ефремов сыграл лучшую, на мой взгляд, роль на сегодня. Роль взяточника. Матерого коррупционера.Но его, а также невозможную в своей страшной правде Яну Троянову в «Волчке» актерское жюри (Андрей Руденский и Елена Дробышева) не заметило. Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в отечественном дебютном фильме» получил Леонид Бичевин из «Рябинового вальса», а за женскую – малышка Полина Плучек из «Волчка», что, впрочем, может быть, и оправданно.А еще на этом фоне ярче заблистали работы Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина: картина «Как я провел этим летом», тройной призер только что завершившегося Берлинале, стала фильмом закрытия и показала ту планку, до которой еще нужно дотянуться дебютантам.[b]Северные хроники[/b]Особых зарубежных звезд в этот раз замечено не было, но зато отечественные кометы зажигали как никогда. Гостиничный комплекс «Югорская долина» по ночам дрожал от «звуков му», а днем кумиры приобщались к истокам. Так, Константин Крюков, Ольга Прокофьева, Борис Грачевский съездили покататься на лошадях и пострелять в Добрино. Правда, Крюкову потом, после лихой скачки на коне, пришлось надеть темные очки. Оказалось, аллергия на лошадей.А накануне отъезда в рамках экзотического «Медвежьего праздника» артисты решили полнее воссоединиться с сибирской природой и ближе познакомиться с коренными жителями ХМАО.В этнографическом музее-заповеднике под открытым небом «Турум Маа» гид рассказал им, что это уникальное место было основано 30 октября 1987 года по инициативе известных угорских поэтов и писателей Ювана Шесталова и Еремея Айпина. Они решили показать всем традиционный жизненный уклад коренных народов округа – хантов и манси. Музей, воссоздающий летнюю усадьбу этих народов, расположен прямо под открытым небом.Избушки, амбарчики и столбики среди заснеженных елей рассказали нам о богатстве и своеобразии культуры обско-угорских народов. Кое-кто из гостей потом украдкой кидал монетки в специальное дупло специального дерева – чтобы они вернулись сторицей… А может, чтобы пришла долгожданная роль… Или чтобы дали денег на фильм… Или чтобы просто вернуться сюда через год… Но с хорошим конкурсным фильмом.Вся надежда только на ханты-манси![i]Ханты-Мансийск–Москва[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen