В Суздале завершился 15-й Российский фестиваль анимационного кино

Культура

ЮБИЛЕЙНЫЙ смотр оделся в рабочие одежды, оранжевые строительные каски.В центре зала – декорация из строительных лесов, кистей, ведер. Форум зарядился девизом Чебурашки «Мы строили, строили…» Так что же мы построили за 15 лет в российской мультиндустрии? Разобраться в этом сложном вопросе и пытались на круглых столах фестиваля после просмотра конкурсной программы, а также на Первом международном конгрессе «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат». Чебурашка от столь делового подхода к мультипликации утонул бы в апельсинах. А что делать? В ситуации кризиса и очередного переустройства кинематографа аниматорам самим приходится разбираться в том, как устроена анимационная отрасль в других странах, надо понять, что нужно сделать, чтобы анимация не захлебнулась в бюджетном дефиците, да еще сама бы приносила доход. Вот и обсуждали необходимость создания в стране качественного полнометражного анимационного кино, взаимоотношения с прокатом и телевидением, внедрение современных технологий производства (конечно же, прежде всего – трехмерного кино, совершившего прорыв на «Аватаре»).Все эти дискуссии шли аккомпанементом кино. А на экране в это самое время……Мрачные люди бредут по улицам, уткнувшись в газеты, глядя под ноги. Небо видит лишь одна маленькая девочка. Но следом за ней и взрослые задирают голову. В финале фильма «Посмотрите вверх» люди вместо серых газетных листов видят, как на город, кружась листьями, падает осень… …На разорванном пополам экране сочинитель стучит на машинке, листы множатся. На другом конце города женщина моет окна, сползающие на нее откуда-то сверху одно за другим… Если бы не алый зонтик, сшивающий экран на живую нитку, Ей и Ему никогда бы не встретиться («Слушай, как тает снег» Светланы Разгуляевой).…Мост через реку. Регулярно через этот мост мама передает «воскресному» папе сына. Но ребенок не хочет, чтобы его семью разделяли река и мост. В финале кукольного фильма Дины Великовской мост рушится. На льдину выбираются малыш, мама и папа. Куда несет их неустойчивый ледоход? Зато они – вместе («Мост»).Все эти вгиковские работы были отмечены наградами фестиваля. Удивительно, но студенческая категория на этот раз была самой интересной в конкурсе. Как будто первые шаги в профессии делают аниматоры с крыльями. А потом, когда они в эту профессию входят, и работают на студиях, крылья эти за ненадобностью отваливаются. Прав Ив Сен-Лоран, утверждающий, что в наше время менеджмент победил творчество.Кстати о менеджменте, лучшим рекламным фильмом стал сюжет из цикла «История могла бы пойти по-другому». В нем Раскольников тащит по Петербургу окровавленный топор и шарахает им по башке бедную старушенцию. Но голова процентщицы оказывается защищенной самым неожиданным образом… программой Касперского. С такой антивирусной защитой бабуле ничего не страшно.Главные призы фестиваля жюри раздавало странным образом. Лучшим фильмом конкурса (и с этим согласилось все анимационное сообщество, проголосовав за него в общем рейтинге), вне всякого сомнения, стал рукотворный фильм «Со вечора дождик», созданный мастером Валентином Ольшвангом в смешанной технике. Среди улова, вытряхнутого из сети, мужик обнаруживает Русалку. По-хозяйски расположившись в избе, прелестная нагая посланница темного мира заволакивает в омут греха, мрака и погибели самого влюбчивого мужика. Изысканная мини-трагедия по мотивам сказки Алексея Толстого впитала древние поверья и обряды. За мягким рисунком, иронично воссозданным деревенским бытом – полыхают угли смертельной опасной страстности.Фильм Ольшванга жюри удостоило призом за лучшую режиссуру, разделив награду с работой молодого режиссера Нины Бисяриной «Поездка к морю». Картина о путешествии на поезде к морю насыщена нежной атмосферой детского ожидания чуда. Но, конечно же, в мастерстве, силе художественного высказывания по-ученически талантливая работа Бисяриной уступает фильму Ольшванга.Остроты этой творческой конкуренции добавило и то, что оба автора из Екатеринбурга – давней лаборатории авторской анимации. Изысканное живописное решение, безыскусная авторская ирония Натальи Мальгиной в фильме «Беззаконие» по рассказу Чехова было отчего-то отмечено за лучшую анимацию.А Гран-при, к удивлению многих, получил эпизод «Зима» из сериала популярнейшего сегодня в Интернете «Log Jam» Алексея Алексеева. Это музыкальные мини-серии, своеобразные джеймсейшены, в которых трио музыкантов: Волк – солист, Заяц – барабанщик и Медведь – контрабасист пытаются играть «свою музыку» в полном опасностях лесе.Серии неотразимо обаятельны (можете сами в этом убедиться, они разбросаны в Сети). Однако по сути Алексеев продолжает развивать открытую в прошлом году сериальную «золотую жилу». Профессиональный же смотр, как мне кажется, должен поощрять не только инновационные, но прежде всего самостоятельные высокохудожественные авторские высказывания.В этом году их было совсем мало. А кризис, вызванный очередной кинореформой, к анимации только подбирается. Выход один: самим авторам быть чрезвычайно ответственными за то, что они одушевляют.

Google newsYandex newsYandex dzen