Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Маленький принц живёт в каждом ребёнке

Общество

Обратись Маленький Принц ко мне с подобной просьбой, долго бы он ждал своего барашка. Дело в том, что рисовать я не умею в принципе, и случай мой безнадежный, я бы сказала, клинический. Даже примитивные розочки и солнышки упорно отказывались появляться в моем альбоме, но кто бы мог подумать, что спустя пятнадцать лет после окончания школы мне вновь придется взять в руки кисть…Вначале предыстория.Знаменитый конкурс «Вифлеемская звезда»… Уже привычные ахи и охи взрослых людей, любующихся детскими рисунками на православную тему. Осмотреть весь вернисаж просто невозможно, поэтому у каждого зрителя своя тактика: кто-то пробегает галопом сквозь пестрые ряды картин в надежде уже дома воспроизвести в памяти увиденное и оценить по достоинству; кто-то, доверившись интуиции, выбирает для себя что-то самое важное.Меня привлекла необычная работа – «Чаша святого Грааля». Привлекла не какими-то художественными изысками – в этом плане все произведения были просто чудесны, а чем-то другим, тем, что невозможно увидеть глазами, а можно только почувствовать. «Это делал человек с особенно добрым и искренним сердцем», – подумалось мне, и я не ошиблась. Когда объявляли победителей, мне довелось увидеть юного автора работы Евгению Виноградову и ее педагога Марину Алексеевну Шилову, а потом и познакомиться с наставником и ученицей, между которыми существует какая-то незримая, но очень прочная связь.Скромная Евгения никак не соглашалась фотографироваться, искренне не понимая, зачем к ее персоне столько внимания, и только присутствие в кадре педагога позволило запечатлеть юную художницу. Поговорили о фестивале, о живописи… «А вы приходите к нам в школу, – пригласила Марина Шилова. – Посмотрите, как наши ребята рисуют».В гости к наставникам и ученикам школы Святого Георгия в Люблине я отправилась в морозный день, даже боялась, что занятия отменят. Вопреки опасениям все оказались на местах, только вот уже знакомую Женю Виноградову повидать не удалось – в этот день она участвовала в благотворительной ярмарке и продавала работы своих одноклассников.Школа Святого Георгия открылась еще 1991 году, именно тогда в ее стенах встретились педагоги, предлагающие новые, необычные методики для воспитания «особых» детей, непохожих на своих ровесников. Их диагнозы – ДЦП, синдром Дауна, аутизм – звучат пугающе для уха обывателя, но только не для наставников, для них каждый воспитанник талантлив, уникален и, главное, бесконечно любим.Например, Марина Шилова, которая преподает здесь изобразительное мастерство, откровенно не понимает, чем, собственно, отличаются дети с ограниченными возможностями от здоровых сверстников.«Они просто намного искреннее, – объясняет педагог. – Вот, к примеру, Денис. Он вас провожал в класс. Он делал это искренне, с улыбкой, но так же искренне он порой капризничает и шумит. Родителям и учителям нужно быть терпеливыми, понимающими, мудрыми, любящими с любыми детьми: не важно, здоровы они или имеют особенности в развитии».Вот тот самый класс профи, о котором мне говорили. Он для воспитанников, которые уже окончили школу, но хотят заниматься живописью дальше. Тут-то и выясняется: чтобы спокойно поговорить, никому не мешая и не отвлекая, нужно самой встать за планшет и взять в руки кисть.Что ж, безропотно подчиняюсь требованию наставника, надеваю поверх делового костюма рубашку задом наперед (такая «униформа» здесь у всех), начинается урок. Вначале покрываем планшет обычной водой, затем наносим фон. Мои движения корявые и неловкие, но все же пока справляюсь. А вот и главное задание – сегодня рисуем вола и ослика.Ну все, я попала! Сгорая от стыда, нарушая все мыслимые пропорции, пытаюсь изобразить на планшете хоть что-нибудь, похожее на животных. Удивительно, но над моими художествами никто не смеется, а кто-то даже находит их красивыми, дает советы. У моих «одноклассников» задание давно выполнено, а я все еще воровато оглядываюсь по сторонам в надежде подсмотреть идею. И тут происходит чудо – моя соседка по парте решительно берет мою руку с кистью, подправляет расплывшиеся контуры рисунка – готово, и никто ничего не заметил. Мы улыбаемся друг другу.Такое невозможно воспринять на слух или прочесть, это можно только почувствовать. Обычный урок с необычными ребятами. Сколько упорного труда наставников, сколько терпения и заботы стоит за каждой эмоцией, каждой улыбкой подростка, живущего в своем особом мире по своим, неведомым нам законам! Мы часто не понимаем друг друга: родителей, детей, любимых, коллег, не говоря уже о людях, непохожих на нас. Для того чтобы понять, принять и полюбить, одного желания мало, нужен немалый труд над самим собой.Этот труд, невидимый глазу обывателя, идет каждый день в стенах школы Святого Георгия. Наставники и ученики вместе открывают этот мир друг для друга, учатся доброте, терпению и радости. Их взаимоотношения сложно описать словами, но можно с уверенностью сказать: свой Маленький Принц живет в сердце каждого из них.[i]Фото автора[/i]

Подкасты
Эксклюзивы