Воскресенье 26 мая, 06:05
Дождь + 15°
Город

«Похоже, растерялся»: военный летчик проанализировал действия пилота «Суперджета»

Одной из главных версий пожара и гибели людей, которую рассматривают специалисты и следственные органы, стали действия экипажа
Фото: АГН «Москва»
Одной из главных версий пожара и гибели людей, которую рассматривают специалисты и следственные органы, стали действия экипажа
Фото: АГН «Москва»

Эксперты назвали три вероятные причины авиакатастрофы в Шереметьеве «Суперджета» рейса Москва — Мурманск. Это недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр судна; неисправность самолета; неблагоприятные метеоусловия. Скорее всего, сложилась совокупность всех факторов. Специалистам предстоит рассмотреть каждую из причин отдельно и прийти к единому мнению.

1. ПОПАДАНИЕ МОЛНИИ

Одним из факторов стало попадание молнии в самолет. «Вечерняя Москва» спросила летчика-инструктора первого класса, подполковника запаса Вооруженных сил Игоря Голованова, при каких условиях в самолет попадает молния и насколько чревато это последствиями для борта.

Попадание молнии в самолет — ситуация сама по себе нетипичная.

— Представляете, сколько вокруг Шереметьева летало самолетов именно в тот момент? Очень много. А в мощное кучевое облако попал только один. Почему он туда влез? А он там был, судя по многим факторам, и именно оттуда начала развиваться аварийная ситуация, — рассказал военный летчик.

— Можно ли было избежать попадания в грозовое облако? Насколько часто в самолеты попадают молнии?

— Такое не часто, но случается. Для этого у самолетов есть статические разрядники, но они для небольшой силы тока, а молния — очень мощный разряд, поэтому радиоэлектронное оборудование выходит из строя. Это не громоотвод на здании, который разряжается в землю. Но даже когда пропадает радиосвязь, это некритично, — заметил эксперт.

По словам летчика, в документах есть инструкции на все случаи жизни. И попадание молнии, и перебои со связью не являются веской причиной для того, чтобы посадить самолет неаккуратно.

— Я сомневаюсь, что опытный летчик не знал, чем это может закончиться. Шесть тысяч часов налета — это не шутки, он наверняка знал о последствиях. Скорее всего, либо экипаж поздно заметил кучевое облако, либо не прошла информация, — сделал выводы собеседник «Вечерней Москвы».

Похоже на то, что пилот растерялся и не готов был к развитию такой ситуации, не хватило хладнокровия Фото: https://pixabay.com

2. КВАЛИФИКАЦИЯ ПИЛОТА 

Одной из главных версий пожара и гибели людей, которую рассматривают специалисты и следственные органы, стали действия экипажа. Выводы делать пока рано, но у экспертов к действиям пилотов возникло много вопросов.

При заходе на посадку самолет подпрыгнул, чиркнул хвостом, из-за чего подломились стойки шасси, которые в свою очередь повредили топливный бак, что и вызвало возгорание.

— Посадка перегруженного топливом самолета даже в обычных условиях, когда все хорошо, уже очень сложная ситуация. А в напряженной обстановке тем более, — уверен Игорь Голованов. — Но лично у меня сложилось такое мнение, что действия летчика явно были несоразмерны ситуации. Например, очень резкие движения рулями. Возможно, что-то было не так с системой управления. Но больше похоже на то, что пилот растерялся и не готов был к развитию такой ситуации, не хватило хладнокровия. Можно было посадить и на повышенной скорости, притереть к земле. Но он действовал рулями так, как будто скорость у самолета нормальная. Отсюда все эти взмывания, подскоки, резкие движения и так далее, — дал анализ военный инструктор.

На самом ли деле стойки шасси были настолько хрупкими, что просто подломились?  Фото: https://pixabay.com/ru/

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ СУДНА

На самом ли деле стойки шасси были настолько хрупкими, что просто подломились? 

— Техника, в том числе и стойки, рассчитана на посадку с максимальным весом, но есть особенности. Скорей всего, это ошибка пилотирования: слишком вертикальная посадка при повышенной скорости. Но это лично мое субъективное мнение, не могу ничего утверждать, — сказал эксперт. 

Командир экипажа был военным летчиком, после выхода на пенсию перешедшим в гражданскую авиацию. Насколько военные летчики могут управлять пассажирскими лайнерами?

— Отлично могут управлять. Аэродинамика везде одна. Мы учили людей для дальней авиации, там небольшие нюансы. Лично я выучил человек десять, не меньше, военных, кто впоследствии стал летать на гражданских бортах. Однако летчик «Суперджета» был выпуска 1998 года Балашовского военного летного училища. Этот год сразу после выпуска уволили в запас. Но 6 тысяч часов налета — не шутка, — отметил Игорь Голованов.

При этом эксперт отметил, что в советское время подготовка гражданских летчиков в том же «Аэрофлоте» была намного строже, чем в армии, но потом ситуация поменялась. И сейчас армейские летчики подготовлены лучше, чем гражданские.

— Мы учим только на самолетах, не используем тренажер, — подчеркнул военный инструктор.

СПРАВКА

Напомним, что трагедия в аэропорту Шереметьево случилась вечером 5 мая. На борту судна Superjet 100, которое следовало из Москвы в Мурманск, находилось 78 пассажиров и членов экипажа. При аварийной посадке в самолете произошло возгорание, которое унесло жизни 41 человека. 

Читайте такжеТрагедия в Шереметьеве: истории жизни тех, кого не стало

Одной из главных версий пожара и гибели людей, которую рассматривают специалисты и следственные органы, стали действия экипажа
Фото: АГН «Москва»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER