Как учат в средней школе обществознанию и граждановедению
С 1 апреля в школах России в экспериментальном режиме начали преподавать предмет «Основы православной культуры». И общество моментально – как оно это любит – взорвалось! Мол, нельзя детей заставлять учить православие насильно: есть воскресные школы – кто хочет, пусть там и учится! А если учить «основы», то и мусульманства, и буддизма, и иудаизма…Все это верно, но сыр-то с бором из-за чего разгорелись? Последние годы в школе официально преподают галиматью, но почему-то никто не обращает на это внимания – ни защитники детей, ни родители детей, ни сами педагоги. Вам нужно примеров? Их есть у меня.Вот уже несколько лет как моя дочь-шестиклассница (на данный момент) тихо ненавидит такой школьный предмет, как «Обществознание».Началось все еще в начальной школе, когда однажды зареванный ребенок притащил учебник с домашним заданием «на завтра», в котором по приложенной картинке надо было определить, каким странам принадлежат нарисованные гербы. Хорошо, что на тот момент был проплачен интернет-трафик! Посидев пару часов над учебником с лупой в руках и «расшифровав» таким образом лозунги на гербах, автор этих строк нашел ответ – Венесуэле, Аргентине, Гондурасу…И прочим латиноамериканским банановым республикам. Вы только подумайте, насколько прозорливы оказались разработчики учебника: ну кто мог года три-четыре назад знать, что у нас с Венесуэлой будет «дружба навек»? Хотя с другой стороны, вообще непонятно, зачем задавать ТАКИЕ вопросы ученику начальной школы, который и о роднойто стране знает далеко не все.Прошло еще несколько лет… И – очередной конфуз по «Обществознанию», отмеченный тройкой в дневнике.Причем – исключительно по вине папы, то есть пишущего эти строки… Накануне дочь, тогда уже ученица пятого класса, пришла и сказала: «Папа, мне нужно подготовить ответ на тему, что у нас и дельфинов – общая культура».Признаюсь, я подумал, что ребенок чего-то недопонял, что писать нужно о дельфинах в человеческой культуре… И долго рассказывал ей про древние рисунки, про фрески на Кипре, про работы ученых-дельфинологов… Поверьте: такому докладу могли бы позавидовать и ученики старших классов. И вот – тройка.И очередные слезы (дочь-то – почти отличница). Оказывается, папа был не прав! Надо было писать о том, что у нас с дельфинами именно общая культура! Я взял в руки учебник, прочитал соответствующую главу и почувствовал, что мне становится нехорошо.Оказывается, жил-был в прошлом теперь уже веке американский ученый Джон Лилли, который традиционную науку отрицал, но был видным членом калифорнийской контркультуры ученых и мистиков. И вот в 60-х годах Лилли додумался до того, что мы, люди, произошли от… дельфинов. Которые, в свою очередь, произошли от… обезьян. Вам смешно? Мне – нет. Теория была такова: некоторые «продвинутые» обезьяны в поисках пропитания спускались к морю и все чаще и чаще проводили все свое время в воде. От этого у них выпала шерсть и конечности редуцировались в хвост и плавники. Проведя сколько-то миллионов лет в воде, дельфины начали выходить на сушу и со временем «превратились» в людей…Вот такой он, Джон Лилли, ученый-мистик… Но у него, оказывается, куча последователей – особенно среди тех, кто истово верит в инопланетный разум, НЛО и прочую потустороннюю силу. Ему посвящены «оды», которых полно в Интернете… Но в учебник-то его зачем впихивать?! Тем более что во вступлении к этой «интересной» теории прямо говорится, что по сравнению с той, что описана в Библии или у Дарвина, она малоизвестна.Не иначе как один из авторов учебника в свое время трудов Лилли начитался… А детей-то, простите, за что?..За что их неокрепший мозг испытывать псевдонаучным бредом, который не нашел подтверждения? Помнится, Тур Хейердал в 40-е годы был разработчиком теории о том, что современные полинезийцы – суть потомки инков, переплывших Тихий океан на плотах. И в подтверждение своей миграционной теории он 63 года назад отплыл из Перу с пятью друзьями и доплыл до Туамоту за 100 дней. Но, пишет он в послесловии к своей книге «Путешествие на «Кон-Тики», его приключение вовсе не стало доказательством его правоты, а лишь подтвердило, что бальсовые плоты имеют неизвестные ранее мореходные качества… Ладно. Наступив на горло собственному мнению, убедил ребенка написать так, как надо по учебнику, за что дочь получила четверку… Мол, нечего было сомневаться в изложенных знаниях! Но окончательный удар по предмету был нанесен уже в этом году, когда была задана тема – какая у человека может быть деятельность? Тут уж вмешалась мама. Она у нас психолог и долго рассказывала ребенку о том, что деятельность может быть игровая (когда мы в детстве друг с другом общаемся), трудовая, учебная…Вот уж воистину горе от ума! Потому что в дневнике снова появилась тройка, а в тетради рукой учителя поверх зачеркнутого детского изложения про «игровую» и «учебную» было написано – «умственная» и «зарабатывание денег»! Вот так, коротко и ясно. Пришлось уже всем идти к учителю и долго объяснять, что «зарабатывать деньги» – это не деятельность, это стремление. А «умственная деятельность» – это не то, чем человек занимается (нет такого понятия – «он умствует»), а характеристика человеческого мозга. И если нет учебной деятельности, то, спрашивается, что делает в школе этот самый учитель обществознания?! Своего добились. Но дисциплина теперь вызывает стойкое отвращение. Причем как у ребенка, так и у меня.Учебник этот написан под редакцией Корольковой и Суворовой для московских школ, рекомендован Министерством образования и является вводным в курсе «Введение в обществознание. Граждановедение». Как говорится в аннотации, «На ее страницах авторы в увлекательной форме освещают процессы формирования общества, взаимодействия человека и общества. Учебник содержит богатый дополнительный материал из научной и художественной литературы. Методический аппарат книги предусматривает разнообразные формы работы учащихся». Вот только поправочка: не столько научной и художественной, сколько ненаучно-фантастической……А вы тут спорите о каких-то там «Основах».[b]Просто анекдот[/b][i]Требуются учителя в деревню Зюзюкино. Выделяется изба, собака и два кувшина для молока подъемных. Детей в школе – 8 человек. Обращаться в сельсовет. Предпочтение отдается преподавателям этики и психологии, итальянского языка, информатики, этнографии.[/i]