В кинотеатре «Пионер» завершился фестиваль «Датская волна-2»
В КИНОТЕАТРЕ «Пионер» завершился фестиваль «Датская волна-2». Пятнадцать лет назад выдающийся датский режиссер Ларс фон Триер и трое его коллег выпустили революционный манифест «Догма-95», всколыхнувший весь творческий мир. На рубеже веков датское кино стало самым модным брендом: ему подражали, а его создателям завидовали. Большинство участников прошедшего смотра нового датского кино в те годы неоднократно награждались премиями на престижных МКФ, но со временем из революционеров они превратились в уважаемых классиков.Так, оператор Энтони Мэнтл заработал «Оскар» за ленту «Миллионер из трущоб», а актер Мадс Миккельсен снялся в роли злодея Ле Шифра в последнем фильме бондианы. А первая леди «Догмы», режиссер Лоне Шерфиг, недавно сняла в Великобритании блистательную мелодраму «Воспитание чувств», ставшую хитом мирового арт-хауса. Фестиваль открылся лентой «Субмарино» знаменитого Томаса Винтерберга, лауреата Канн за фильм «Торжество». Субмарино – это один из видов пытки, когда голову жертвы погружают в воду. Картина, участница МКФ в Берлине, повествует о незавидной судьбе двух братьев, выросших в семье алкоголички и невольно несущих чувство вины за смерть новорожденного брата через всю жизнь.Повзрослев, они так и остались маргиналами. Старший брат и после тюрьмы не может найти себя, а младший – безнадежно подсел на иглу.Но жизнь безжалостно подбрасывает им все новые несчастья: старший брат берет на себя вину за убийство любовницы (хотя ее задушил сербский дебил Иван), а младший – наркодилер попадает в облаву и оказывается за решеткой. Блестящая режиссура Винтерберга и чудесный актерский ансамбль довольно умело скрывают прорехи избитого сюжета.Лучшим фильмом смотра следует признать психологическую драму Кристиана Левринга «Не бойся меня».Это история сорокалетнего Микаэля, переживающего кризис среднего возраста и согласившегося участвовать в медицинском эксперименте по приему антидепрессантов. Об этом не знает ни его жена, ни дочь подросткового возраста. Оставшись на рандеву с самим собой, Микаэль (отличная роль Ульриха Томсена) дает волю своим разрушительным импульсам, которые исподволь накапливались, но лишь теперь вышли на поверхность.Оказывается, в каждом буржуа под тонкой пленкой цивилизованности прячется зверь, прихотливый садист.Порадовала и военная драма режиссера Оле Мэдсена «Пламя и Цитрон», действие которой происходит в оккупированном немцами Копенгагене в 1944 году.Вслед за Паулем Верхувеном в «Черной книге» режиссер разоблачает устойчивые мифы о борцах Сопротивления. Оказывается, не все руководствовались лишь интересами родины, занимаясь саботажем и ликвидацией предателей. Некоторые ухитрялись при этом блюсти свои интересы.Динамично снятая картина заслуженно получила высокую оценку критиков, а участие в ней таких звезд европейского кино, как Мадс Миккельсен и Ханс Цишлер, придало ей аутентичность документа. Несколько разочаровал фильм маститого режиссера Сёрена Краг-Якобсена «Об этом не знает никто». Его не спасло и участие таких звезд европейского кино, как Мари Бонневи (снималась в «Изгнании» Андрея Звягинцева) и Андерс Бертельсен. Брат после смерти сестры бросает вызов военно-морской разведке, которая незаконно занималась разработкой опасного вида биологического оружия. Картина бойко снята, но впитала в себя все худшие черты американского коммерческого кино.В целом знакомство с новинками датского кино, снятыми, как правило, в копродукции с европейскими соседями, помогло столичным киноманам получить объемное представление о кинематографе Дании.