К мнению противников ЕГЭ никто не прислушивается
Реформа образования движется медленно, и когда доминирует ЕГЭ, качество школьной подготовки заметно снижается. Хорошо, что сейчас это уже не так заметно, как раньше, поскольку сам ЕГЭ претерпевает изменения в лучшую сторону.
Дело в том, что ЕГЭ — экзамен, рассчитанный на средний уровень, с помощью которого очень нелегко выявить более сильных и слабых ребят, которые хотят поступать в вузы. Тем более что бывают случаи, когда в отдельных регионах он проводится не по правилам, так что мы получаем в принципе бракованные результаты. К нам приезжают абитуриенты, у которых сто баллов по русскому языку, а в слове «заявление» они по две ошибки делают. О чем тут можно говорить?
Да, есть вузы, которые полностью доверяют результатам ЕГЭ. Возможно, это подходит для молодых вузов, но для тех, у которых давно сложились определенные традиции, такая система не годится. Я давно говорил еще министру образования Андрею Фурсенко, что хорошо бы вернуться к вступительным экзаменам.
И я всегда привожу в пример получение прав на управление автомобилем. Первая часть, как известно, это сдача экзамена компьютеру, когда проверяется знание правил дорожного движения. После этого экзаменуемый сдает упражнения на автодроме: заезд в гараж, парковку и прочее. Если без сдачи практической части не допускаются к управлению автомобилем, почему же мы допускаем прием в вузы?
Ведущие учреждения высшего образования должны проводить собеседование или вступительный устный экзамен, чтобы понять, подходит ли абитуриент по своим интеллектуальным и духовным качествам к обучению, умеет ли он мыслить, работает ли у него голова. Например, если взять институты, которые готовят будущих врачей, то одних только результатов ЕГЭ для поступления туда явно недостаточно. Нужны дополнительные испытания. Если привести в пример консерватории, то там вообще результаты ЕГЭ не принимают, поскольку невозможно на основании оценок по литературе, физике, химии определить: может человек быть музыкантом или нет.
Так что пока ситуация в стране складывается таким противоречивым, парадоксальным образом.
Увы, пока к этому мнению, которое, кроме меня, разделяют и немало других институтских преподавателей, никто не прислушивается.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции