Город

Новая станция будет напоминать каюту космического корабля

Визуализация станции метро «Воронцовская» (рабочее название «Калужская») Большой кольцевой линии московского метро. Для ее оформления выбран необычный футуристический дизайн
Фото: Предоставлено пресс-службой
Работы по строительству Большого кольца метро развернуты на всех участках. Как развивается самый масштабный проект в истории мирового метростроения, узнала «ВМ».

Сейчас в разной степени готовности находятся 25 станций Большой кольцевой линии метро, которую уже не только московские, но и мировые эксперты называют мегапроектом. Три станции на юге Большого кольца возводит компания «ИБТ», которая уже зарекомендовала себя как надежный для города партнер при строительстве двух участков на Калининско-Солнцевской ветке.

Выиграв конкурс на сооружение нового участка линии, компания приступила к его сооружению. Подробнее о проекте «ВМ» рассказал генеральный директор «ИБТ» Руслан Сарыбаев.

— Руслан Вячеславович, в столичном Стройкомплексе уже заявили, что южный участок Большого кольца должен быть открыт в 2022 году. Расскажите подробнее, какие работы ведет компания на этой части новой линии городской подземки?

— Наша компания строит на южном участке Большой кольцевой линии метро одновременно три станции метро: «Зюзино», «Воронцовскую», у которой пока есть другое, рабочее название — «Калужская», а также «Улицу Новаторов». Сегодня на всех площадках ведутся активные работы. От «Воронцовской», например, в сторону «Улицы Новаторов» идет проходка сразу двух перегонных тоннелей. А на месте самих будущих станций «Зюзино» и «Улицы Новаторов» строители заняты земляными работами для последующего возведения конструктива станционных комплексов.

Каждый из этих этапов очень важен, так как дает нам возможность создать качественный задел — основу для будущего участка Большого кольца Московского метрополитена.

— А с какими сложностями сталкиваются строители во время сооружения перечисленных трех станций?

— Если говорить глобально, то есть два очень непростых момента. Первый — то, что работать приходится в стесненных условиях и в условиях плотной городской застройки. Но это Москва, и мы понимаем, что по-другому в российском мегаполисе быть не может.

У нас был опыт возведения станции «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии, где не только городская застройка ограничивала нас в размерах стройплощадки, особые условия создавала близость природной зоны, речки и большой автомобильной магистрали — непосредственно самого Мичуринского проспекта. Так что при сооружении станций Большого кольца метро мы понимаем эти трудности, стараемся их минимизировать и скорее выйти на создание основных конструкций.

— Есть еще какие-то сложности?

— Да, второй момент тоже важен. Дело в том, что до сих пор на некоторых участках, где мы давно должны были заступить на подряд, не вынесены коммуникации из пятна застройки. Однако, несмотря на эти минусы, у нас есть возможность вести проходческие работы по графику. Как раз эта возможность сооружать тоннели говорит о слаженной работе с городскими властями — каждый из этапов мы обговариваем на градостроительных штабах. Надеемся, что инженерные коммуникации будут вынесены со стройплощадки, и мы сможем еще быстрее приступить к другой части проекта.

— Руслан Вячеславович, а какие технологии применяются при создании новых станций Большого кольца? Или в Москве настолько все изучено и понятно, что каждая станция — это типовой проект?

— На самом деле технологий, применяемых при создании станций подземки, достаточно много. Если говорить об основных и кратко, то это, конечно, ограждающие конструкции котлована, выполняемые с применением метода «стена в грунте». Он дает возможность обходиться без крепления стен траншей, так как глинистый раствор, уравновешивая давление грунта на стенки траншеи, предотвращает их обрушение. В качестве глинистого раствора, выполняющего функции временного крепления, используют раствор бентонитовой глины. Этот раствор находится в траншее на протяжении всего времени сооружения стены тоннеля. Еще один метод — это строительство тоннелей, которое мы ведем при помощи тоннелепроходческих механизированных комп лексов. Горный метод на больших глубинах считается одним из самых дорогих и трудоемких. Возводимые «ИБТ» станции — неглубокого заложения, что позволяет задействовать машины под землей.

Еще одно достижение — это специальная укладка верхнего строения пути, который состоит из системы LVT-блоков.

Они помогают понизить вибрацию. При последующей эксплуатации таких станций выигрывают и метрополитен, и пассажиры. Во-первых, снижается нагрузка на составы — их меньше «трясет» на путях, а во-вторых, пассажирам намного комфортнее в таких вагонах, где не слышен шум от прохождения поезда по рельсам тоннеля.

— Одна из самых сложных станций — «Улица Новаторов». Ее хотят сделать стартовой для ветки метро, которая пойдет на присоединенные территории. Каковы технологии при ее строительстве?

— Станционный комплекс «Улица Новаторов», который мы строим, не имеет отношения к новой ветке метро. Наша подземка будет частью Большой кольцевой линии, а одноименная станция Коммунарской ветки, о которой вы говорите, — это совсем другая история. Да, она будет находиться рядом с нашей «Улицей Новаторов», и впоследствии образует пересадочный узел, но представлять собой она будет отдельно стоящее сооружение со своей платформенной частью и путями для движения поездов. Со своей стороны мы выполняем все технические условия для формирования будущего транспортного узла.

— Хорошо. Руслан Вячеславович, вернемся к Большому кольцу и его Южному участку. Когда будут построены тоннели между станциями? В чем сложность их соединения с другими участками Большого кольца?

— Всего на участке шесть тоннелей. Один из них — правый перегонный — от тупиков действующей станции «Каховская» до станции «Зюзино» готов. В апреле мы приступили здесь к устройству верхнего строения пути. Уже залили жесткое основание, в настоящее время ведем подготовку к укладке самого пути. В данный момент ведется строительство еще двух тоннелей на южном участке Большой кольцевой линии от «Воронцовской» в сторону «Улицы Новаторов». Правый перегонный тоннель планируем закончить в июне, а левый — в ноябре. Что же касается остальных сооружений, то они все будут готовы согласно утвержденному графику.

Какие особенности в оформлении и дизайне будут ждать пассажиров на трех станциях Южного участка? Архитектурные концепции утверждены пока только по двум станциям: «Воронцовской» и «Зюзино», которые будут иметь футуристический дизайн. Проект «Улицы Новаторов» пока находится на согласовании. «Воронцовская» будет похожа на каюту космического корабля. Необычный проект, который мы с радостью реализовываем. А вот в интерьерах станции «Зюзино» используют природные формы, например потолок оформят в виде пчелиных сот.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER