Сергей Собянин рассказал об инвестициях в развитие городской среды
В пятницу, 7 июня, одной из тем второго дня Петербургского международного экономического форума стали инвестиции в развитие городской среды. Участие в дискуссии принял мэр Москвы Сергей Собянин.
Глава города рассказал о знаковых решениях, которые за последние десять лет позволили кардинально изменить внешний облик столицы, повысить комфорт жителей, а также в разы увеличить число туристов.
Многие решения, по словам Сергея Собянина, поначалу вызывали бурное обсуждение, были не всегда популярными. Однако в дальнейшем это приносило свои плоды и одобрение жителей.
— В течение последних десяти лет активно обсуждаются вопросы изменения городской среды. Москва внесла большую лепту в это активное обсуждение, — рассказал столичный мэр.
Глава города напомнил, что девять лет назад главной темой обсуждений был снос торговых ларьков, которые портили внешний облик города.
— Это была масштабная история, она коснулась полутора десятков тысяч объектов, которые находились в самых «сладких» местах Москвы — у станций метро, железных дорог, на центральных улицах, — добавил Собянин.
Следующим шагом по преображению городской среды стало решение сократить число рекламных баннеров — ими были завешены дома и здания на главных улицах города.
— Затем начался скандал с операторами связи, потому что мы начали снимать пучки проводов с домов и улиц, — напомнил Собянин. — Затем мы взялись за витрины, заставляя коммерсантов раскрыть их, сделать прозрачными и красивыми.
Коснулись изменения и дорожно-транспортной инфраструктуры. Была упорядочена парковка автомобилей, созданы условия для прогулок пешеходов, а также введена система платной парковки.
— Конечно, все это вызвало обсуждение. Все, что происходит в Москве, обсуждается во всей стране. Мы действительно задали тренды, исход которых не был очевиден, — подчеркнул мэр.
В результате, по его словам, удалось создать новое, качественное пространство в Москве. Этому способствовала также программа благоустройства «Моя улица». Она позволила за несколько лет преобразить центр мегаполиса.
— Такое пространство европейские города создавали за всю свою историю существования. Ни в советское, ни в постсоветское время такой задачи ни в Москве, ни в российских городах никто не ставил. Нам этот путь нужно было пройти за несколько лет. В целом мы получили пространство, на которое потом вышли миллионы людей — на праздники, фестивали, чтобы просто погулять по городу, — констатировал мэр.
Слова главы города подтверждают цифры. Так, в столице в 1,5 раза выросло число ресторанов и кафе, в два раза увеличилось количество летних кафе. А все те затраты, которые город вложил в благоустройство, по данным мэра, давно окупились, в том числе за счет увеличения туристического потока.
Преображения в столице продолжаются. Вслед за центральными улицами к обновлению готовятся спальные районы. Для этого была запущена программа «Мой район».
— Мы всегда большую часть денег вкладывали не в центр города, а во дворы, парки, скверы, спальные районы. Тем не менее понадобилась специальная программа, — сказал Собянин.
Это позволит на комплексном уровне развивать районы, создать равные условия для жителей города вне зависимости от места проживания. При этом важное условие — сохранение идентичности каждого района.
— Мы продолжаем, как и в советское время, строить жилые кварталы, районы примерно по той же градостроительной архитектуре, которая была 10, 15, 20 лет назад. Меняется качество домов, но сами подходы к строительству, к сожалению, мало изменились. Сейчас мы пытаемся изменить структуру застройки, создавать не столько спальные районы, сколько городскую, квартальную застройку. Это тяжелый и сложный процесс, — сообщил мэр.
Большинство москвичей, как отметил Собянин, испытывают привязанность к своим районам, остро реагируют на проблемы, которые в них существуют.
— Поэтому очень важно осмыслить, что такое московский район, и придать ему новую идентичность. Посмотреть комплексно на его развитие, определить центры притяжения, основные трафики прохождения пешеходов и машин. Создать новые центры для занятий спортом, культуры, отдыха, сделать так, чтобы районная среда конкурировала с исторической средой центра Москвы, дотягивала от концентрации в одном месте огромного количества людей, создавала для каждого москвича вокруг его дома комфортную и красивую среду, — заключил мэр Москвы.
В свою очередь, заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко отметил важность комплексного подхода к благоустройству общественных пространств. По его словам, должны учитываться такие критерии, как экология, безопасность, идентичность. И самое главное — мнения и пожелания самих жителей.
— Согласно национальному проекту, доля городов, в которых комфортная среда улучшится на 30 процентов к 2024 году, составит 50 процентов, — сообщил Мутко. — Важно не просто иметь хорошее жилье, а возможность хорошо отдохнуть, чтобы в каждом городе были одинаковые возможности, чтобы люди не уезжали, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно, свободно в этих городах. В этом направлении будем двигаться.
Читайте также: Сергей Собянин рассказал о цифровой трансформации столицы на форуме в Петербурге