Великий железный путь
[b]Есть в Москве, на Рижском вокзале, Музей истории железнодорожной техники. Покидаешь столицу – будто путешествуешь во времени: за окном «Кукушки», «Овечки», мощные паровозы с надписью «Победа», тепловозы, электровозы… Исторический музей таких возможностей показа техники не имеет. Но выручает страсть людей к созданию точных уменьшенных копий.[/b]Благодаря этой страсти на выставке «Железные дороги России. Великий путь» в Историческом музее есть даже модель первого состава первой в России железной дороги Петербург–Царское село, открытой в 1837 году. Именно с Царскосельской дороги длиной в 23 километра все и началось. Тому минуло 170 лет.Первая чугунка была увеселительной, работала только по воскресным и праздничным дням. А воспринималась обществом как прорыв в будущее.Изображения «чудо-техники» – паровоза появились повсюду, вплоть до конфетных фантиков. В Александринском театре давали водевиль «Поездка в Царское село». Король вальса Иоганн Штраус дирижировал в вокзале Павловска. Само слово «вокзал», а прежде «воксал», изначально означало «вокальный салон». Эти нарядные сооружения были, по сути, общественными центрами. Здесь не только встречали и провожали, но могли пообедать, закусить, послушать концерт.В 1851 году была построена дорога Петербург–Москва, по которой, предваряя официальную церемонию открытия, проехал Николай I с семьей и большой свитой. Между прочим, рельсовый путь в 650 километров, связывающий две российские столицы, – один из самых прямых на планете. Царь просто положил на карту линейку и провел линию, сказав: «Вот вам направление».Единственный изгиб на этом пути, по легенде – там, где карандаш нечаянно обрисовал большой императорский палец.Настали удивительные времена, когда от столицы до столицы можно было доехать всего за 22 часа. Начало железнодорожной эпохи рождало оптимизм, запечатленный в «Попутной песне» Глинки. Потом «желдорпесен» появилось слышимо-неслышимо.Многие из них забыты совсем или почти. Но вот символический факт: на стене Белорусского вокзала висит мемориальная доска, напоминающая, что здесь перед солдатами, отправляющимися на фронт, впервые прозвучала «Священная война» Александрова.Железными дорогами связана вся жизнь огромной страны. Вы это ощутите, побывав на выставке в Историческом, где поразительно точно воспроизведена атмосфера вокзалов и рельсовых путешествий. Здесь собраны невероятные раритеты, вроде первых железнодорожных билетов, которые были из латуни. Станционные колокола, дававшие сигнал к отправлению поездов, вокзальные часы фирмы Буре, буферные и другие фонари, железнодорожная форма всех времен, снимки станций и вокзалов, агитпоездов, бронепоездов, санитарных вагонов и вагонов-церквей…Старинные поезда были разноцветными. Вагоны 1-го класса были темно-синими, 2-го – красными, 3-го – зелеными. После революции остались только зеленые.И любимые многими, особенно детьми, верхние полки появились не сразу. Долгое время все вагоны были одноярусными, а вторые этажи в них появились под влиянием воинских эшелонов Первой мировой.На выставке можно получить представление, какими будут новые суперпоезда, делающие по 300–400 километров в час, и скоростные трассы недалекого будущего, например Петербург–Сочи через Москву. Выставка напоминает нам, что Москва – крупнейший железнодорожный узел, московские вокзалы (может быть, кроме Курского) входят в число самых красивых зданий города. А Ярославский, Казанский, Киевский – это архитектура с большой буквы.[b]ТОЛЬКО ФАКТЫ[/b][i]Первый в России паровоз в 1833–1834 годах построили отец и сын Черепановы. На Нижнетагильском металлургическом заводе он возил составы с рудой на расстояние 3 с половиной километра.К 1917 году по протяженности железных дорог (74,6 тысячи километров) Российская империя вышла на второе место в мире после США.Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель на БАМе протяженностью 15 километров 343 метра не имеет аналогов по сложности проходки.Все большим успехом у иностранцев пользуются турпоездки по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока за 6–7 суток.[/i]