Бандитские 90-е и феминизм: экскурс по короткому метру «Кинотавра»
Вторая часть конкурсной программы короткого метра «Кинотавра» оказалась сильнее первой. Почти все восемь презентованных картин хорошо конкурируют друг с другом.
«Он везет свой грузовик» Кирилла Проскурина — одна из самых ярких короткометражек, представленных к текущему моменту. Мальчик находит в «заброшке» игрушку. Незадача в том, что достать грузовичок не представляется возможным: на решетке замок, а подручными средствами подтянуть заветную машинку не получается. С ободранными руками его находит местный сторож. Только что бандиты, вид которых говорит о том, что на дворе — 90-е, сказали ему убираться подальше. Однако мальчик уходить не собирается. Зачем ему так нужен этот грузовик и что будет делать мужчина? Добрая и искренняя история о детстве, о взрослении, о старых воспоминаниях. А еще — о бравом преодолении тех препятствий, что всегда сопутствуют жизни.
«Кальмар» — феминистическая драма о любви к недоступному мужчине. О том, что даже когда не умеешь готовить в 30 лет — это не повод себя не ценить. Мы наблюдаем за изменениями, которые претерпевает главная героиня — харизматичная молодая женщина, которой очень нужно разобраться в себе. В этом ей помогают обстоятельства, как это всегда бывает. Режиссер — Лидия Кондратюк.
Иван Забажанов представил свой фильм «Будьте здоровы» — один из слабых представителей второй части конкурса короткого метра. Попытка поиграть с хронологией событий была главной задумкой автора, которую он эффектно реализовал. Вот только зачем? Шестиминутный сюжет несет в себе так мало драматургии и внутренней философии, что пересказывать его не имеет смысла.
У короткометражки «Ваня» режиссеров Евгении Яцкиной и Алены Рубинштейн, снятой при поддержке Минкульта, есть все шансы на победу. Кто-то скажет, что это — тривиальное душеспасительное кино, но это не так. Иногда самые простые истории нуждаются в том, чтобы быть рассказанными. Картина о детях с отклонениями — в частности, о мальчике Ване. Имеющая в прошлом судимость Екатерина пытается устроиться в детский дом поваром. И потому что никуда не берут, и потому что «хочется пригодиться», принести пользу, очиститься. Ей откажут, а маленький Ваня найдет оставленное ею на подоконнике резюме с фото и решит, что она — его мама.
Самой ироничной и юмористичной оказалась картина «Есть город золотой» Евгения Сангаджиева. Попытка неработающего москвича-ватника притвориться евреем и эмигрировать в Израиль, чтобы сбежать из душной России, где его все не устраивает, исполнена гениально. Раздражающий актер Виктор Хориняк идеально вписался в роль испытывающего терпение всех вокруг задиры.
«Он мой» Владислава Рыткова — пронизывающий фильм-воспоминание о любви ребенка к отцу. Действие, как и в первой картине, судя по бандитской атрибутике, происходит в 90-е. Родители главного героя больше не живут вместе. Отец постоянно забирает маленького мальчика с собой, вот только время они проводят своеобразно. Бандитские разборки, сходки, проститутки, решалы... Вроде и о сыне заботится, но и о себе не забывает. История о сильной привязанности, которая в сложившихся обстоятельствах не приносит ничего, кроме душевных травм.
Егор Исаев представил свой короткий метр «Бег». Фильм о парне и девушке, которые приехали из регионов в Москву и не нашли ничего лучше, чем зарабатывать на жизнь, делая закладки. Возвращаться назад не хочется, на деньги барыги и покупатели кидают, кольцо ловушки затягивается все сильнее. Персонажей адреналина трясет, жизнь такую вовсе не назовешь приятной, бросить все и уехать хотят. За ребят страшно, а помочь им нельзя, это ведь всего лишь фильм.
«Романс для валторны» — короткометражка, очень похожая на фрагмент из фильма «Счастье — это...». Альманах, слепленный из короткого метра, включал в себя историю о молодом человеке, искусно играющем на виолончели. Здесь же персонаж играет на валторне, но тоже очень хочет попасть в оркестр именитого дирижера. В целом какой-то интересной мысли фильм в себе не несет. Герой превращается в антигероя — схема древняя, как мир, в котором мы живем.
Читайте также: «Большая поэзия» и «Мысленный волк»: фильмы-фавориты «Кинотавра»