Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах?
«ЧЕГО мы не знаем о девяти московских вокзалах?» – вопрошает подзаголовок новой книги «Чемодан–Вокзал–Москва» очень активно работающего с московской темой Александра Васькина.А в самом деле – чего? Вроде бы мимо каждого из них мы сто раз проезжали. С какогото еженедельно отправляемся на дачу, чтобы оторваться на пару дней от московской суетливой жизни. Практически с каждого хоть раз в жизни отправлялись куда-то за тридевять земель...И все-таки вокзал для большинства из нас – просто проходной двор, который нужно быстро и, по возможности, без потерь «проскочить», чтобы сесть в поезд и – ту-ту, как говорили мы в детстве, поехали! А между тем за каждым из столичных вокзалов – любопытнейшая история архитектурных находок, судьбы строителей, инженеров, художников. Дада, к оформлению фасадов и интерьеров московских вокзалов причастны не только талантливые архитекторы – Федор Шехтель, Алексей Щусев, Константин Тон, Иван Рерберг, но и крупнейшие художники своего времени – Евгений Лансере, Николай Рерих, Константин Коровин, Борис Кустодиев.Сегодняшние москвичи, постоянно пользующиеся услугами столичных вокзалов, не говоря уж о народе приезжем, который мы по привычке именуем «гостями столицы», и не подозревают, что многие из этих «ворот города» при рождении были другими. Московские вокзалы меняли свой облик: старые здания Казанского, Ярославского, Курского и некоторых других совсем не похожи на то, что мы видим сегодня. Они меняли и имена: Казанский был когда-то Рязанским, Белорусский – Брестским, Смоленским, Александровским, а Киевский – Брянским. А уж про то, что был когда-то в нашем городе еще один вокзал – Нижегородский, – и вовсе помнят единицы! Книга Александра Васькина, изданная в очень удобном для такой цели альбомном формате и снабженная любопытнейшими архивными фотографиями и добротными иллюстрациями фотографа Юлии Назаренко, несомненно, будет востребована читателем. А разве не в этом основная цель любого автора? Исторический текст скрупулезен по изложению, а биографические справки о создателях вокзалов придают ему почти энциклопедическую полноту. Недаром среди откликов, появившихся в печати на эту книгу, есть и добрый отзыв одного из крупнейших знатоков железнодорожной тематики, давнего автора «Вечерки» Юлиана Толстова, особо похвалившего авторов за то «внимание к деталям», которые и «составляют прелесть московских вокзалов».