Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Общественный транспорт был в Москве в диковинку

Общество
Общественный транспорт был в Москве в диковинку

ОДНОГО нельзя сделать, живя в Москве: не воспользоваться общественным транспортом.Даже «большие люди», давно пересевшие на служебные «мерседесы», и заядлые автомобилисты, казалось, даже для поездки в туалет пользующиеся любимой «лошадкой», не могут избежать этой участи. Первые что-то помнят из времен своей студенческой юности, когда вход в метро стоил «пятачок», а у вторых время от времени барахлит мотор и им приходится на день-другой становиться пешеходами... А вот знают ли и те, и другие, и третьи, на чем и как ездили по городу их прадедушки? О транспорте «индивидуальном» – всевозможных извозчиках, «ваньках» и «лихачах» – мы сегодня говорить не будем. Эти предшественники современных таксистов и «бомбил» заслуживают отдельного разговора. Мы с вами сегодня припомним некоторые вехи из истории столичного городского транспорта. И не по поводу, а просто так: ведь встреча с этой разновидностью столичной жизни для нас – каждодневный праздник![b]Спина к спине[/b]Первым по-настоящему «общественным» транспортом в городе была, разумеется, линейка. Что это такое, современному москвичу и вообразить трудно. Представьте себе гитару, положенную на колеса и влекомую по улицам парой меланхолически настроенных лошадей (кстати, у москвичей этот вид транспорта и назывался в просторечии «гитарой»).На узком деревянном сиденье, лицом к обочине, спиной друг к другу, сидят восемь пассажиров, стараясь не свалиться на очередном ухабе. Это и есть линейка.Появились они в Москве в сентябре 1847 года, к 700-летию столицы, и долгое время были единственным видом общественного транспорта.Линейки были летние (на колесах) и зимние (на санном ходу). У каждой был кучер и кондуктор, и курсировали они по «линиям» – из центра города к заставам. Между прочим, самая первая стоянка линеек была на Красной площади! Через несколько лет она была перенесена к Ильинским воротам Китай-города. «Он поднял голову и увидал просторную старинную линейку», читаем мы у Тургенева. Значит, во времена Ивана Сергеевича эти самые линейки уже считались транспортом «старинным»! Впрочем, и после появления в Москве «прогрессивной конки» эти старинные экипажи еще долгое время разъезжали по городу, стараясь, впрочем, придерживаться маршрутов, уводящих на окраины...[b]Петр I и конка[/b]А теперь об упомянутой нами конке. Вопрос о ее строительстве – Москва не может отстать от прогресса! – обсуждался на заседании Городской думы еще в 1863 году. И в самом деле: «чугунка» уже стала делом привычным, в лучших городах Европы люди пользуются новинками городских экипажей, а что же Москва? Но прошло целых девять лет, прежде чем эта задумка воплотилась в жизнь.Первая линия конно-железной городской дороги (так официально именовали этот вид транспорта) была проложена от Смоленского вокзала до Красной площади аккурат к открытию знаменитой Политехнической выставки 1872 года. Она была приурочена к 200-летнему юбилею Петра I и породила в Москве не только ажиотаж, но и стала основой для формирования одного из самых известных столичных музеев – Политехнического.Несколько десятилетий этот вид общественного транспорта был в руках частных компаний. И неплохо, нужно признать, функционировал.Открывались новые линии – по Бульварному кольцу, по кольцу Садовому, а уже в 1880-х – уводившие, а вернее – увозившие пассажиров из центра на весьма отдаленные окраины – в Дорогомилово, в Бутырки и даже на Воробьевы горы... Лишь в 1901 году городские власти частично выкупили конку у акционерных обществ, а в 1911-м, незадолго до «кончины», она стала окончательно муниципальной...Не все знают, что столь популярный у москвичей в конце позапрошлого века вид транспорта имел ряд особенностей.Он был «двухуровневым», но на втором «этаже», который в народе именовался «империалом» и где билет стоит дешевле, и куда нужно было подниматься по достаточно крутой лестнице, запрещалось ездить дамам. Это считалось неприличным.[b]«Вы выходите?»[/b]Конка долгое время не имела узаконенных остановок, и выходить из нее приходилось на ходу или во время остановки «по требованию». В связи с этим заметим, что хотя мы и обещали, что этот материал будет «неюбилейным», но вынуждены поправить сами себя: столь привычные для нас остановки городского транспорта в этом году могли бы отметить почти круглую дату – 115 лет со дня рождения. Могли бы, да не отметили – кто из историков об этом помнит? Вот и мы больше чем на месяц с поздравлением опоздали! Вот цитата из майского номера газеты «Московский листок» за 1895 год: «Стараниями московских властей с 1 мая в нашем городе введены обязательные остановки для входа и выхода пассажиров на линиях трамвая и конной железной дороги… Они обозначены специальными металлическими вывесками, прикрепленными, за неимением другого места, к фонарным столбам… Непонятно, зачем вообще это было сделано, ибо конка и так постоянно останавливается: то лошадь расковалась, то вагон сошел с рельсов, то, как перед крутым подъемом на Рождественскую горку, требуется впрячь дополнительную лошадь…»Авторы этой реплики и представить себе не могли, что когда-то из городского общественного транспорта кроме как на законной остановке и выбраться-то будет нельзя! Впрочем, как и того, что «пришвартоваться» в положенном месте к тротуару автобусу и троллейбусу (их, правда, тогда и в проекте не было) будет тоже трудновато: все занято транспортом иного назначения! Даже упомянутый в цитате трамвай в тот год был еще конным, и до появления трамвая настоящего оставалось несколько лет. Но об этом – в следующий раз...[b]Кстати[/b][i]Эксплуатация вагонов конки в Москве в зимнее время потребовала внести существенные изменения в конструкцию вагонов.В них появились вагоны, имеющие духовое отопление. Для этого около кучерской площадки были устроены печи. Отапливалась лишь передняя половина вагона. Задняя его часть представляла собой закрытую сверху и с боков холодную площадку без мест для сидения. Это был второй класс. «Московские ведомости» 23 октября 1885 года писали: «На конечных пунктах линий, у Страстного монастыря и Бутырской заставы, вагоны, для того чтобы идти теплым отделением вперед, поворачиваются легко при помощи устроенных на рельсах вращательных кругов, какие употребляются на железных дорогах для поворачивания паровозов».[/i]