Тёмные секреты подземного хода Театральной площади
Всем известные Большой и Малый театры, здания «Метрополя» и ЦУМа появились здесь гораздо позже, сначала на этом месте поселился один из самых ужасных жителей Москвы – Темный лекарь.[b]Вор со зловещим клювом[/b]В 1603 году Москву потрясла страшная история. В начале XVII века на Русь пришла чума. Род бояр Двинятиных был хотя и не очень древним, но уважаемым во всем городе.Им покровительствовал сам Иван Грозный. Как и большинство горожан, Двинятины полагали, что от чумы их спасут ежедневные многочасовые молитвы. Врачам, многие из которых были иноземцами, не доверяли. Поговаривали даже, что и чума-то пришла вслед за ними.Глава рода Двинятиных, Никита Данилович, всех обитателей своей усадьбы посадил под домашний арест – никто не выходил на улицу, и никого постороннего в дом не пускали. Исключение Двинятин решил сделать только для лекаря, про которого шла молва, будто он изобрел новое лекарство от чумы. Врачи тогда носили маски с клювами, в которые клали травы или уголь. Считалось, что это должно уберечь их от заражения. Стеклянные вставки защищали глаза. Кроме того, пропитанные воском плащ и шляпа предохраняли от блох, разносящих чуму. Неудивительно, что люди шарахались от этих человекоптиц больше, чем от самих зараженных.Придя в дом Двинятиных, лекарь стал рассказывать о своем лекарстве, ссылаясь на то, что ему оно помогает оставаться здоровым в то время, как вокруг люди умирают один за другим. Маленький Данила Двинятин спрятался, испугавшись страшного лекаря, и, как не искали, как не кликали, найти его не смогли.Тем временем все приняли чудесное снадобье и… были отравлены. Человек со зловещим клювом тут же принялся грабить дом, открывать сундуки с тканями, шкатулки с украшениями – усадьба Двинятиных была лакомым куском.Данила бросился к соседям и рассказал им все, что видел. Оказалось, что бояре были не первыми жертвами душегуба.В те времена суд был скорый и суровый. Лекаря заставили выпить его же снадобье, а труп бросили в болото, которое было тогда на месте Театральной площади. И когда тело стало медленно погружаться на дно, глаза лекаря раскрылись, будто он ожил. С тех пор это место считалось нечистым.Москвичи ходили стирать на запруды при этих болотах. Старшие учили младших: не смотри в воду, стирай отвернувшись. А то и охнуть не успеешь, как ОН тебя схватит. Утащит, закрутит – пропадешь в болоте…И действительно, люди там пропадали, и довольно часто. Но шли годы. Спустя век болото засохло, а на его месте появилась площадь. По ее периметру построили здания Большого и Малого театров, а между ними сделали подземный ход для удобства передвижения актеров. Дело в том, что театры не разделялись по жанрам, как теперь: один – музыкальный, другой – драматический, и труппа была единой. Однако актеры предпочитали перебегать от одного здания к другому по морозу, и, только если уж сильно опаздывали, вынуждены были спускаться под землю, и то на всем пути непрерывно осеняли себя крестом. Подземный ход приносил несчастье и людям, побывавшим в нем, и зданиям театров, между которыми находился.[b]Огненный рок[/b]8 октября 1805 года в Петровском театре (так раньше назывался Большой) должна была состояться премьера оперы «Днепровская русалка» – одного из самых мистических произведений Ф. Кауэра. На представлении должны были присутствовать члены императорской фамилии, поэтому гардеробмейстер обходил первый этаж здания с целью проследить, все ли устроено для удобства государя императора и его близких. Проходя мимо лестницы, ведущей в подвал, гардеробмейстер неожиданно услышал всплески воды и крысиный писк, раздававшийся из темноты. Как он сам потом рассказывал на следствии, возмущенный тем, что в здании могут водиться крысы, он решил самолично проверить, так ли это. Обойдя практически все левое крыло подвала, придворный решил, что плеск воды и писк ему послышались.И вдруг он увидел, что нет замка на двери, ведущей в подземный проход между театрами.В дни приезда венценосных особ она всегда была заперта. Рассерженный такой безалаберностью, гардеробмейстер подошел к двери, чтобы закрыть ее, как вдруг услышал за дверью чей-то кашель. Он крикнул: «Эй, есть там ктонибудь?» – и не услышав ответа, задвинул щеколду, а повернувшись, буквально нос к носу столкнулся с человеком в темном плаще с капюшоном. Лицо его было сплошь покрыто отвратительными красными нарывами. Гардеробмейстер бросил в незнакомца тяжелый подсвечник и кинулся бежать. А в три часа дня в Петровском театре начался пожар, уничтоживший все здание. Гардеробмейстера сделали главным виновником – ведь человека, которого он якобы встретил в подвале, так и не нашли.В том же 1805 году сгорело и здание Малого театра. Но пожар этот был не первым и в его истории. 26 февраля 1780 года «Московские ведомости» сообщали: вечером на представлении пьесы Сумарокова «Дмитрий Самозванец» «от неосторожности нижних служителей» случился пожар, и Знаменский деревянный театр (так тогда назывался Малый) за несколько часов выгорел дотла. Любопытно, что Самозванец объявился именно в 1603 году – как раз в тот год, когда в Москву пришла чума.[b]Бубонный человек[/b]Любопытно, что Темного лекаря видели даже французы, которые вряд ли интересовались нашими городскими легендами. В 1812 году, когда французская армия вошла в Москву, Наполеон позволил своим солдатам чувствовать себя полными хозяевами в брошенных домах. Все вина, найденные в дворянских усадьбах, свозились в несколько больших подвалов, одним из которых был подвал вновь отстроенного здания Большого театра.Однажды двое солдат решили порадовать себя парой бутылочек. Зайдя в подвал, они начали выбирать вино по вкусу – как вдруг почувствовали еще чье-то присутствие. И верно – из-за этажерки к ним шагнул человек, лицо которого было покрыто бубонами.Ошалевшие от страха, солдаты бросились наверх, чтобы объявить тревогу. По их описанию, у человека в подвале были явные признаки заболевания чумой. Солдат это напугало даже больше, чем то, что незнакомец находился в подвале их склада. Чума заразна и смертельно опасна. Один человек мог погубить целую армию.Но странного незнакомца тогда так и не нашли. После этого случая французские солдаты отказывались спускаться в театральные подвалы, и никакое вино их больше не соблазняло.Они боялись «бубонного человека». В тот же день, когда офицеру был подан рапорт об обнаружении неизвестного в подвалах театра, в здании начался пожар.Актер Малого театра Николай Осипович Васильев должен был сыграть Хому Брута в гоголевском «Вии», а ему все никак не удавалось прочувствовать бесконечный страх своего героя. Тогда Николай Осипович решил спуститься в подземный проход, о котором ходило столько слухов, чтобы почувствовать этот самый страх. Он взял с собой актрису, которая играла панночку и тоже никак не могла нащупать свою линию. По рассказам Васильева, в этом проходе они вроде бы и не видели ничего, но ощутили невероятную враждебность. Но только это враждебное никак не было связано с темой Гоголя. Ни чертей, ни вурдалаков… ничего подобного. Но почему-то, бог весть почему, им все время мерещились какие-то птицы на стенах. И так это было жутко, что они быстро оттуда убежали, а актриса потом отказалась играть панночку… Премьера «Вия» так и не состоялась из-за запрета церкви.[b]Напуганная мюрмерилизочка[/b]Когда в 1885 году Большой театр был закрыт на реставрацию, ход между театрами решили укрепить и расширить, прокопав дополнительные ходы в магазин «Мюра и Мерилиза» (нынешний ЦУМ) и гостиницу «Метрополь». Сделано это было для удобства костюмеров, чтобы те могли спокойно закупать в магазине ткани, да и актеры любили обедать в «Метрополе».В 1900 году, перед Рождеством, в Малом театре шел спектакль «Лес» по Островскому. Актер Дмитрий Коновалов, игравший Евгения Аполлоныча Милонова, был занят лишь в первом и последнем действиях, поэтому практически два часа ему нечего было делать, и Коновалов назначил свидание одной молоденькой мюрмерилизочке. Так москвичи называли барышень, работавших в самом известном магазине императорской России.Еще по пути к магазину ему все время казалось, что кто-то неотступно следует за ним по пятам, но от страха он не решался обернуться. Потом, уже в подвале магазина, он увидел на стене страшный темный силуэт с клювом. В ужасе барышня и актер бежали прочь, оставив непотушенными свечи… Пожар, начавшийся в подвале, стремительно поднялся по шахте лифта, и магазин сгорел до основания. А в 1901 году случился пожар в гостинице «Метрополь», который тоже начался в подвале. Журналисты тогда взахлеб писали о призраках в районе «Метрополя», в том числе приписывали необычный взрыв энергии погребенной заживо Неглинке, но поймать так никого и не удалось, и подземные туннели решено было замуровать.Все несчастья Театральной площади тут же прекратились. Она спокойно пережила революционные бои и бомбежки Великой Отечественной. Однако страшный подземный ход продолжал долго еще жить в памяти работников театров.И в наши дни к нему не угасает интерес эзотериков и диггеров. Диггеры утверждают, что под Театральной площадью много туннелей и пещер.Полно крыс, мышей, пауков, ящериц. Но именно в одном квадрате, между Большим и Малым театрами, всегда тихо и пусто, как будто все живое оттуда ушло.