Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сколько времени должны тратить дети на уроки и стоит ли родителям им помогать

Общество

В Роспотребнадзоре рассказали, сколько времени школьники должны тратить на выполнение домашнего задания. Родителям необходимо понимать, в каких объемах следует давать образовательную нагрузку своим детям, стоит ли им помогать делать уроки и как сделать, чтобы не отбить у школьника желание учиться.

Чтобы ответить на эти вопросы, «Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, которые не понаслышке знакомы с проблемой. 

Мать четверых детей, член Московского общества многодетных семей Ольга Поварницына:

— Мой старший сын школу уже окончил. Настя — на втором курсе колледжа. Валентина перешла в 9-й класс и делает уроки дома. Если что-то непонятно, то всегда спрашивает, а я как могу объясняю. На выполнение «домашки» дочка тратит приблизительно час. Часть этой работы она умудряется делать в школе. Успеваемость у нее средняя — тройки и четверки... А вот младшая, Анна, пойдет в 4-й класс. После занятий она остается в школе до трех часов дня.

Со слов Ольги, Аня на «продленке» уроки не делает — сейчас в школах это не заведено. Можно отдать ее в «продленку», которая до 19 часов, но она платная. А так ребята сидят в классе с преподавателем, а он беседует с ними на какие-то познавательные темы. Поэтому уроки Аня делает дома вместе с мамой. 

— Я прихожу после семи вечера, мы садимся за уроки на час–два. Учится дочь неровно, чередуя пятерки с тройками. Эти оценки часто зависят от того, как она подготовилась, и от ее настроения, — пояснила многодетная мать.

Мать троих детей, член Московского общества многодетных семей Людмила Рытикова:

— В школе у меня сейчас учится одна дочь — младшая, Александра. Екатерина и Афанасий уже окончили. То, как дети делают домашнее задание, во многом зависит от принятой в школе методики обучения. Когда старшая дочь пошла в только что открывшуюся в Митино школу, там учителя давали задание, и дети должны были каждую новую тему проходить дома самостоятельно или с родителями. А в классе их уже проверяли, как справились, как все усвоили. Это абсурд! Оценки у детей были плохие, и материал они обычно не знали.

Людмила Рытикова также рассказала, что когда семья в 90-е переехала в другой район столицы, то оказалось, что знания у дочери нулевые — она двоечница. Классный руководитель посоветовала перейти в экспериментальный гимназический класс, куда в это время был набор. Но занятия там платные. Родители отдали Катю и Афанасия туда. 

— Ежемесячная плата за одного ребенка была около 30 долларов. Сколько это тогда было в рублях — не помню. Катя очень быстро нагнала упущенное, причем на дом заданий не давали. Александра же учится по обычной программе, получает домашние задания, два дня в неделю остается на «продленку», а все остальное время дома делает уроки. Так что «продленка» — это просто «передержка».

Людмила Рытикова считает, что самый лучший вариант обучения был все-таки в экспериментальном классе. Она уверена, что родителям проще заплатить за качественное обучение и «продленку», где с детьми занимаются, чем делать вместе уроки вечером.

Старший научный сотрудник Института социологии РАН, детский психолог Наталья Гришаева:

— Количество времени, которое тратит ребенок на домашнее задание, варьируется. Это зависит от того, как объяснил учитель новую тему, как ребенок ее усвоил, насколько он самоорганизован и усидчив. Задания иногда задают очень сложные. По нормативам учащийся младших классов не должен делать домашнее задание больше часа. Но на это способны от силы человек пять в классе, и то только те, кто хорошо учится. Остальные делают уроки по два–три часа. Дети запущенные, плохо успевающие могут сидеть над домашним заданием часами.

Гришаева рассказала, что у старшеклассников нагрузки еще больше, ведь они готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Так что фактически у них нет свободного времени. Исключение составляют разве что очень талантливые дети, которые все ловят на лету.

— Уроки — это бич современных детей. Одна из самых сложных проблем в жизни школьника и его родителей. Дети приходят домой, садятся за уроки и делают их до позднего вечера. Потом сразу ложатся спать. У них нет перерыва и свободного времени. А на родительских собраниях папам и мамам говорят, что домашнее задание надо выполнять обязательно, — пояснила Наталья Гришаева.

Она также затронула тему продленного дня. По ее мнению, обстановка для выполнения уроков на «продленке» не самая лучшая. Но ребенок в 18 часов приходит домой и домашнее задание садится делать с уставшими после рабочего дня родителями. Поэтому, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно, готовить его к этому надо еще до школы: формировать у него и ответственность, и усидчивость. Это вопрос общего воспитания. Тогда ученик младших классов будет выполнять задание сам и тратить на уроки не более часа. При этом каждому ребенку необходим режим, он должен выполнять домашние поручения, быть задействован в полезном домашнем труде: уборке игрушек и своей комнаты, уходу за домашним животным. Он должен посещать с родителями бабушку и дедушку, помогать им или пожилым соседям.

— Папа и мама должны подавать пример собственным поведением. Слова плохо здесь помогают. Поэтому воспитание надо начинать с себя. Если такие качества, как ответственность и трудолюбие, не заложены с малых лет, то ребенку трудно будет потом адаптироваться в социуме, — рассказала педагог.

Она напомнила, что ребенок должен четко понимать, что, кроме прав, у него есть и обязанности, что между школой и выполнением домашнего задания нужно делать перерыв. И неплохо было бы посещать спортивную секцию или хотя бы час гулять на воздухе.

Учитель ГБОУ «Школа № 1504» Станислав Лавров:

— Вопрос, как лучше организовать выполнение ребенком домашнего задания, неоднократно поднимался на педагогических и родительских советах. Тема настолько сложная, что она обсуждалась в департаментах и Министерстве образования.

Преподаватель также пояснил, что сейчас в образовательной системе много внимания уделяется здоровью школьника.

— Ребенку в середине дня нужны смена вида деятельности, обеденный перерыв, прием пищи. Кроме того, необходимы физическая активность, свежий воздух и пребывание на солнце. Все это подразумевает здоровый образ жизни. После этого можно переходить к выполнению домашнего задания. Процесс может длиться от получаса до нескольких часов в зависимости от подготовленности ребенка, сложности задач и других факторов.

Учитель подчеркнул, что домашнее задание — это смена вида обучения, переход с классного (очного — под контролем и руководством) на самоорганизованное. Это тот вид деятельности, который ребенок должен организовывать по большей части сам. В этом и заключается смысл домашней работы. А уж выполняют ее дети по-разному: кто-то включает фоновую музыку, кому-то нужна тишина, кто-то делает частые перерывы, отвлекается, кто-то штурмует знания одним рывком.

Станислав Лавров также рассказал о специфике участия родителей в выполнении «домашки» их ребенком:

— С этим в основном родители сталкиваются в начальной школе и отчасти — в средней. Родители не просто помогают ребенку с домашним заданием, а все делают за него. Получается как в песенке: «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год. Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдает». А потом начинаются проблемы. Отец приходит в школу и требует ответа, почему ребенок получил за сочинение тройку, ведь оно прекрасно написано. А ведь его не смущает, что в тексте ссылки на Ремарка и Хемингуэя, а сынок учится только в начальных классах.

Сейчас часто заводят разговоры о том, что хорошо бы домашние задания вообще отменить. Так удобнее и родителям, и детям. Но, по мнению специалиста, это скажется на качестве не только знаний, но и приобретенных навыков. Дети будут взрослеть, не становясь при этом самостоятельными, они всегда будут ждать указаний и контроля, не сумеют делать правильный выбор.

Лавров как преподаватель одного из столичных вузов предупредил, что студентов, приученных получать знания самостоятельно, видно сразу. Отсюда несложно сделать вывод о том, как их учили в школе, дисциплинированные они и самоорганизованные или же инфантильные:

— Современная высшая школа ориентирована прежде всего на самостоятельность. Поэтому выполнение домашнего задания в школе  — это подготовка к взрослой жизни. Это должны понимать учителя, дети и их родители.   

Читайте также: Школьники смогут подготовиться к учебному году на новом сервисе МЭШ

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.