Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Птица страшнее ракеты

Сюжет: 

Жесткая посадка А321 в Подмосковье
Происшествия
Птица страшнее ракеты
Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Самолет «Уральских авиалиний» Airbus А321 совершил 15 августа экстренную посадку на кукурузное поле в подмосковье после того, как в его двигатели попали чайки. К счастью, все 226 пассажиров остались живы Командир экипажа Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин посадку самолета произвели «ювелирно».

Счастливый, в общем и целом, случай с самолетом «Уральских авиалиний», когда несколько птиц попали сразу в оба двигателя, а обошлось без жертв, похож на тот, о котором в Голливуде сняли шикарный фильм-блокбастер. В 2009 году пассажирский борт авиационной компании US Airways вылетел из аэропорта Нью-Йорка и на беду встретился в небе со стаей гусей. Оба двигателя заглохли, но умница-пилот сумел спасти 155 человек, совершив уникальную по точности посадку на водную поверхность реки Гудзон.

Увы, столкновения с птицами приводили и к трагедиям. Крупнейшая авиакатастрофа произошла в американском Бостоне в 1960 году. Стая скворцов вывела из строя три из четырех двигателей самолета L-188: погибли 62 человека.

Страшила на страже

Впрочем, хотя авиапроисшествия по вине птиц происходят регулярно, но случаи катастроф и гибели людей все же достаточно редки. По статистике, в среднем на миллиард летных часов приходится один несчастный случай с человеческими жертвами. Но ежегодный ущерб мировой авиации от столкновений с птицами составляет до 1,2 млрд долларов.

Несет потери и военная авиация. В 1991 году в небе Германии, где еще дислоцировались российские войска, пара новейших истребителей Миг-29 вступила в неравный бой с 12 гусями. Летчикам не помогли ни маневрирование, ни богатый пилотажный опыт. Итог скоротечного воздушного контакта был печальным: один поврежденный МиГ еле дотянул до аэродрома, пилот другого был вынужден катапультироваться. Слава богу, остался жив, а самолет стоимостью в несколько десятков миллионов долларов разбился вдребезги. Сотни миллионов долларов недавно потеряли и американские военные. В сентябре прошлого года при выполнении учебно-тренировочного полета в американском штате Южная Каролина потерпел крушение истребитель пятого поколения F-35B. Причиной авиакатастрофы стала птица, попавшая в двигатель суперсовременного самолета.

Ученые подсчитали: птица наносит удар по самолету, летящему со скоростью 700 км в час, втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки. Чем выше скорость, тем катастрофичнее последствия. У гражданских самолетов наиболее уязвимы двигатели — на них приходится 40 процентов столкновений, крылья — 33, лобовое стекло кабины —16, фюзеляж — 7. У военных самолетов: двигатели — 55 процентов, фюзеляж — 11, лобовое стекло — 10; крылья и рули — 14.

Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев рассказывал мне, как его «сбила» чайка.

— Я, тогда капитан советских Военно-воздушных сил, служил в 5-й воздушной армии, наш полк дислоцировался на аэродроме в Николаевской области, — вспоминал Магомед Омарович. — Когда птица попала в двигатель моего Су-7Б, попытался посадить машину, но не рассчитал, что последствия от столкновения так серьезно повредят самолет. Практически потерял управление, посадка была жесткой. Сломал ногу, «заработал» пару грыж в позвоночнике. С тех пор к птичкам отношусь с уважением: это серьезное «оружие».

Магомед Толбоев вспоминает, что одним из надежных средств защиты от птичьей угрозы в годы его пилотской юности было обыкновенное пугало. Страшила в старом солдатском хэбэ отпугивал порхающую мелочь не хуже нынешней электроники.

— Помню, молодые летчики нашего авиаполка, проходя у «взлетки» мимо пугала, даже шутливо отдавали ему честь, — рассказывал Толбоев.

Пуганая ворона не страшна

Конечно, пугало — это средство, проверенное десятилетиями, но сегодня на военных аэродромах отдают предпочтение акустическим и ультразвуковым отпугивателям птиц.

Для орнитологического обеспечения безопасности полетов, например, широко используются акустические установки с динамиками, из которых раздаются крики бедствия различных птиц. Трансляция воплей попавшего в беду пернатого собрата моментально очищает окрестности взлетно-посадочной полосы (ВПП) от многих видов мелких птиц. Не действует «симфония застенков» только на ворон. Те, наоборот, бросив все свои вороньи дела, изо всех крыл спешат на помощь попавшему в беду сородичу. Поэтому ворон проще распугать, прогнав по ВПП пожарную машину с включенной на полную мощность сиреной и мигающим «маяком».

Но вообще-то к воронам летчики относятся с уважением. Беду может принести только испуганная ворона, а пуганая, увидев взлетающий самолет, немедленно уступает ему дорогу. Видимо, из вежливости. Куда хуже встретиться в небе с близорукой совой. Столкновение с этой птицей в воздухе представляет наибольшую опасность именно для самолетов, которые выполняют полеты в ночное время. У чаек наглость — второе счастье, а умом они не блещут. Летом блестящее на солнце аэродромное покрытие они часто принимают за поверхность воды и летят к нему дружными коллективами. Целыми стайками залетают в двигатели турбовинтовых самолетов и суетливые воробьи.

Александр Романов, специалист по безопасности полетов, бывший командир гражданского воздушного судна, рассказал, что для устрашения птиц неплохо зарекомендовали себя и установленные на аэродромах механические средства отпугивания.

— Это своеобразные «карусели» с наклеенными зеркалами, — говорит он. — Вращающиеся под воздействием ветра во все стороны, они вспышками солнечных зайчиков ослепляют птиц. Аэродромы защищаются и пиротехническими средствами, включая устройства, имитирующие звуки выстрелов.

Но больше всего пользы приносит… мирная косьба.

Не будет вокруг ВПП семян дикорастущих растений, которые любят клевать птицы, нечего им будет у аэродромов делать. Поэтому на всех российских военных авиабазах постоянно выкашивают траву.

Гусиный таран

В России большинство птиц — перелетные, и самое «пернатоопасное время» для летчиков — весна и осень. В 1961 году над одним из южных озер, рядом с военным аэродромом, был зафиксирован непревзойденный рекорд. На протяжении 80 километров единой шуршащей крыльями массой летели 2,5 млн птиц разных видов.

— Небо над озерами, на которых при перелете отдыхают птицы, самое опасное, — рассказывал мне Герой России, заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. —Удар летящего со скоростью «жигуленка» 10-килограммового гуся подобен тарану, а «ловля» в воздухе воробья обычно обнаруживается техниками только на земле. Но даже воробьиная тушка способна деформировать стальные лопатки турбины двигателя. Поэтому будущих летчиков учат внимательно относиться к птичкам: в авиационных вузах читается специальный курс лекций по орнитологии. А во «взрослой» жизни пилоты «обложены» инструкциями, регламентирующими все аспекты организации летной работы и безопасности полетов. В том числе и защиты от «пернатой» угрозы — в небе мелочей нет.

СПРАВКА

Самое первое документально зафиксированное столкновение самолета с птицами случилось в 1905 году и произошло с одним из первых летательных аппаратов братьев Райт. Орвилл Райт записал в дневнике, что во время пролета над кукурузным полем попал в стаю птиц, которые повредили элементы конструкции. В 1911 году французский пилот Жильбер, открывавший маршрут Париж — Мадрид, над Пиренеями был атакован орлицей. Она защищала гнездо с птенцами, и пилот сумел ее отогнать только выстрелами из пистолета. А первая трагедия, связанная со столкновением с пернатыми, произошла в 1912 году в небе над городом Лонг-Бич в Калифорнии. Самолет летчика Роджерса врезался в центр птичьей стаи, заклинило управление, и пилот погиб при падении аппарата в море.

КСТАТИ

По частоте столкновений с самолетами лидирующее положение занимают представители семейства чайковых — 35 процентов. На втором месте — воробьиные и стрижи — 17 процентов. Голуби принимают участие в 16 процентах столкновений с воздушными судами, на долю дневных хищных птиц и водоплавающих приходится по 10 процентов, врановых — 7, остальное — совы и другие ночные птицы.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В Южной Корее начали использовать на аэродромах автоматически управляемые наземные аппараты, основной задачей которых является распугивание птиц. В комплекс, управляемый одним оператором, входят четыре робота. Самодвижущиеся аппараты оснащены лазерными дальномерами и приборами, позволяющими установить размеры птицы. При обнаружении птиц робот передает информацию о них оператору, и тот принимает решение, каким способом отпугнуть их. В перспективе робота-пугало планируется сделать полностью автономным, он будет сам выбирать звуки для отпугивания птиц.

Читайте также: Все части аварийного А321 вывезли с кукурузного поля

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.