Жизнь, как матрица
Казалось, виртуальный мир уже исчерпал все мыслимые и немыслимые способы и формы знакомств в Сети. Но появилась новая социальная сеть «Вгороде» ([i]www.vgorode.ru[/i]), и стало понятно: в этой нише есть еще место для творчества. А «фишкой» своей она сделала сочетание сразу нескольких сервисов – блогов, фотохостинга, чата и онлайн-игр. С недавних пор эта сеть стала очень популярной среди москвичей. [b]Продвинутым вход свободный[/b] Проект состоит из двух интегрированных между собой частей – сайта с функционалом соцсети и игры, базирующейся на Flash. При этом соцсеть – это скорее приложение к игре. Владельцы аккаунтов «Вконтакте» и Mail.ru имеют свободный (без регистрации) доступ на «Вгороде». Можно пользоваться сайтом как фотохостингом, как службой знакомств, держать здесь свой блог. И все это – с помощью некоего героя-персонажа, которого вы сами и создаете – он оказывается вовлечен во все перипетии жизни портала. Основное взаимодействие участников происходит в игровом мире, где у каждого есть дом, который пользователи могут обставлять по своему вкусу, есть и питомцы, и… еще много интересного. На сайте реализуется классический игровой механизм заданий и достижений. При выполнении первых человек получает дополнительный рейтинг и возможности – за оценки, за длительность пребывания на сайте, за интересную запись в блоге. Есть несколько мест виртуальной тусовки – это, в том числе, и записи в блогах: они попадают в общую ленту сайта, то есть с вашим творчеством ознакомиться могут все. Но оцениваются не только блоги, а вообще весь создаваемый вами контент – то, что другие пользователи оценили за день выше всего, попадает в отдельный раздел. [b]Могу вас превратить в овцу[/b] – Наш «город» поделен на районы, те, в свою очередь, на локации, каждая из которых имеет свою особенность, – рассказывает гендиректор проекта Егор Полусмак. – Так, в лесу можно собирать грибы и зарабатывать таким образом себе баллы. Можно, конечно, эти грибы и отобрать у более удачливого грибника, но за такие действия вас оштрафуют. Принципиальная особенность нашего сайта – люди тут идентифицируются только по никам, а потому охотнее идут на контакт. В игре действуют два вида валют: зеленая – за игровые действия и опыт, а также платиновая – за отправку платных sms. Как правило, первой хватает для оплаты большинства действий, что делает соцсеть похожей на своих корейских и китайских «собратьев», у которых бонусы, полученные в одном месте, можно использовать и в другом. Другое дело, что Азия в этом плане шагнула куда дальше, и там виртуальными баллами можно расплачиваться в офлайне (настреляй, скажем, сто кабанов в лесу и оплати счет за телефон). Тем не менее существуют в сети «Вгороде» некоторые вещи, доступные только за «платину», – фейерверк, к примеру. За ту же «зеленую» валюту можно прикупить лишь хлопушек, причем немного. Присутствуют тут и виртуальные родственники (а как же без них?!), которые могут пригодиться, например, в процессе ремонта в доме – прямо как и в реале. Важный момент – это репутация игрока: она дает некоторые бонусы (бесплатный «проезд», возможность покровительствовать слабым персонажам). Чем-то похоже на «Симсов»? Пожалуй. Но «Симс» – офлайновая стратегия, и здесь можно управлять жизнью более чем одного персонажа. В отличие от нее «Вгороде» – это RPG, где реализован принцип «Один человек – одно alter ego», что позволяет добиться самоидентификации с игровым персонажем. Роднящая с «Фермой» возможность спереть улов грибника тоже не дает оснований причислить «Вгороде» к жанру подобных игр, которые есть, по сути, приложения к Сети, отрезанные от социальной составляющей. И единственное взаимодействие происходит там по типу оценки фотографий – пришел, посмотрел на успехи, ушел (с трофейным кабачком). В соцсети «Вгороде» все персонажи находятся в онлайне на одной локации: разговаривают, действуют, контактируют друг с другом – можно собеседника обнять, поцеловать, дать в глаз или даже превратить в овцу. Конечно, все почти то же самое доступно и на сайтах знакомств: кинуть снежок, отправить подарок, подмигнуть. Вариантов – тысячи. Но в данном случае все гораздо более визуализировано, функционально расширено. Так, драка с оппонентом реализована в виде боевой сценки наподобие Mortal Kombat, что вполне логично (а не просто нажал на кнопку – и вот уже «был у Зиновия глаз – ан и нетути»). К счастью, самому умереть или убить кого-то невозможно. А побитый персонаж может полечиться, забинтоваться. [b]Общение, а не монетизация[/b] Напрашивается резонный вопрос – чем же эта соцсеть отличается от других (кроме того, что это первая социалка, основанная на игре)? «Всем! – убежден один из ее создателей Егор Полусмак. – Если я пришел к кому-то на страничку «Вконтакте», то могу там произвести некое ограниченное количество действий – вот и вся «социальность». Кроме того, у них многие люди ограничивают доступ к своим страничкам. У нас же можно посмотреть на человека, узнать его послужной список, чем он известен в нашем городе, можно начать с ним диалог.Еще одно отличие от «Вконтакте»: что новичок, что ветеран имеют одинаковый функционал. Сами пользователи на вопрос, почему они сидят у нас, отвечают, что тут проще познакомиться, а не просто зайти на чью-то страничку и что-то оттуда скачать, даже не поинтересовавшись хозяином странички. Мы стараемся сделать так, чтобы люди этой музыкой не просто обменивались, но еще и мерились. У нас не каталог контента, у нас лента активности пользователей, а социалка, ориентированная на скачивание контента – это обычный файлообменник с сервером посередине и прикрученным мессенджером». «Одноклассники» – соцсеть, менее ориентированная на контент, но она нынче превратились в пикапный сайт, поскольку формальный объединяющий момент (люди, учившиеся вместе) так и не вывел общение на глобальный уровень. Более удачный пример – Facebook. Скопированный с него «Вконтакте» передает не суть, а лишь поддающиеся монетизации детали. «Все равно что игрушки на елке прямо на ствол налепить – этакая вертикаль монетизации, когда за каждый шаг можно заплатить, отправив sms, – иронизирует Егор. – А мы нашу Сеть делаем максимально бесплатной. Да, монетизируется игра. Но общение, скачивание файлов и многое другое остаются бесплатными». Основная проблема всех онлайн-игр – слабое сообщество, где все море кланов крутится вокруг одной игры. Конечно, члены этих кланов встречаются в реале, но подобная система далека от нормальной социализации. В сети «Вгороде» есть возможность прийти в игру и социализироваться уже после нее – не просто залить фотки, перекинуться сообщениями и разойтись, а еще и поучаствовать в игровом продолжении. И эти две реальности переплетаются порой так, что на недостойное поведение игрового персонажа реальный вполне может схлопотать приличные «минусы» – за фотки, например. [b] Как пришли к игре[/b] – Изначально предполагался другой проект, – вспоминает Егор. – Как появилось название «Вгороде»? Мы делали соцсеть с привязкой к карте мира с детализацией вплоть до домов города – например, Москвы. Ткнув на каждый выполненный в 3D дом, можно было увидеть реально живущих в нем людей со страничками в Сети. Но многовложенность визуальных слоев тормозила и машины, и восприятие пользователя, которому с непривычки было трудно продраться от глобуса до квартиры интересующей его персоны. Да и сетевая инфраструктура оказалась неподготовленной к перевариванию таких объемов данных. Отказавшись от планов соорудить второй Foursquare, команда разработчиков остановилась на красивой яркой социалке с возможностью изменения дизайна и функционала странички. Но такой, чтобы после приведения странички в божеский вид было бы возможно некое продолжение, шанс посмотреть на себя со стороны. А поскольку все до этого много лет занимались онлайн-играми, то продолжение это придумалось именно в параллельном игровом мире. Особенность большинства отечественных соцсетей – они ориентированы на более молодую аудиторию, чем западные. Поэтому «Вгороде» тоже, в принципе, рассчитана на молодежь до 30 лет, но и люди более старшего возраста могут найти в ней свою нишу. [b] В январе пойдем в ЗАГС[/b] За год аудитория «Вгороде» стала заметно более качественной по составу и стабильной по приросту: в день сюда происходят тысячи новых регистраций, ежедневно сайт посещают миллионы человек. «Ранее к нам заглядывали из других социалок, чтобы заиметь еще один аккаунт, а получив его, только и делали, что размещали свои фотки и воевали друг с другом, для чего и была воссоздана атмосфера 8-битных файтингов, – рассказывает Ульянов. – Сегодня люди приходят получить от нас «по потребностям»: увидеть себя со стороны, с кем-то ассоциировать, но не в оторванном от реальности игровом мире. Они очень часто организуют вечеринки в московских клубах, строят невиртуальные отношения». Фантазии пользователей доходят до руководства через модераторов. Пожелания бывают разные: от исправления мелких багов до просьбы сделать на сайте ЗАГС. Кстати говоря, эта просьба – многомесячный лидер в пожеланиях. Создатели сайта планируют обеспечить страждущих ЗАГСом уже в следующем январе, но предупреждают: жениться–выходить замуж можно будет бесплатно, а вот разводиться можно будет исключительно за эсэмэску. Возможно, что будет и соответствующая атрибутика свадьбы, с тамадой, пьяной дракой, вызовом милиции и последующим двухнедельным баном. В ближайшее время предполагается и обеспечить свободный доступ к порталу для всех пользователей Facebook. Конечно же, в Новый год не обойтись без подарков – это традиция, существующая с прошлого года (сам проект стартовал в августе 2009-го). В качестве подарков предлагаются пресловутые звезды-сердечки, но есть и более практичные варианты: внутренние деньги (пресловутая «зелень»), темы для странички, одежда в игре. [b] Мы такие, какие есть[/b] Технологии меняют менталитет, но Facebook в России не пойдет, считает Егор. «У Facebook задача интегрироваться как можно с большим числом устройств и охватить как можно больше пользователей. Для западной аудитории соцсеть – это некий порт подключения, через который она расширяет свои возможности коммуникации, да и сами сервисы стремятся объединиться друг с другом и, желательно, в рамках одного смартфона. У нас это все разрозненно, тот же «Вконтакте» – довольно статичное интернет-явление». – То, что сейчас существует Facebook и Warcraft, с одной стороны, и «Вконтакте» с «Ботвой», с другой, связано с тем, что каждый национальный Интернет подстраивается под потребности аудитории. И если в Facebook подарки не являются предметом монетизации, то у нас – запросто. В России всегда будет свой путь. У них глобализация, у нас изоляция ([i]тут мне вспомнилось «вконтактное» строгое предупреждение о переходе по внешней ссылке.[/i] – [b]Прим. В. С.[/b]). И мы попытались сделать более логичную вещь – раз уж назвались социальной сетью, давайте и взаимодействовать социально, а не только контент друг у друга тащить. Я поинтересовался, а есть ли в таком случае в развитии технологий, если и на айфоне с 4G будет популярна игра с примитивным сюжетом – наподобие «Фермы» или «Ботвы»? На что Егор резонно заметил: мы на данный исторический момент такие, какие есть, и надо подстраиваться под существующую аудиторию. Ведь в конце концов сознание и нравственность нации – это вотчина совсем иных структур. [i] Vladimir.Stepanov@vm.ru[/i]