Юбилейная панихида
РЕФОРМА образования поставила под угрозу существование школ искусства в России. О том, чего мы можем лишиться, можно представлять себе абстрактно, а можно – вполне наглядно. Например, заглянув в прошедший воскресный вечер в Центр Мейерхольда, где праздновала свое двадцатилетие Московская международная киношкола. Напомним: последним витком культурного всплеска стали девяностые. Провинция голодала без зарплат, а в кремлевских коридорах решались судьбы родины. Кто-то грезил о свободе, большинство – о больших деньгах. Интеллигенция паковала чемоданы в поисках хлеба за кордоном. Но были и фанатики, верящие в предназначение. Одна из них, Алла Ивановна Степанова, и пробила в Москве первую киношколу. Уточню ее подвиг – бесплатную школу, дающую среднее образование плюс киноспециальность. Такой подготовительный класс ВГИКа, грубо говоря. Туда сразу сбежались творческие дети и их родители, замордованные понятно каким образованием. Счастливчикам, прошедшим конкурс, привалило три года радости. Ребенок мог сам выбрать мастерскую – актерскую, режиссерскую, сценарную, операторскую, звукорежиссерскую или мультипликаторскую – и окунуться в творчество. Попутно получая аттестат о среднем. – Я была поражена тем, что дети в школе как люди. А педагоги не как учителя, а как друзья или там родители, – очаровательно передала атмосферу в школе Маша Лебедева, сегодняшняя ученица. – Нам просто повезло, – призналась основательница школы Алла Ивановна, которой на юбилее в мейерхольдовском центре зал рукоплескал стоя, – только в 91-м эта идея могла прокатить. Ни раньше, ни тем более позже. И уж тем паче – не теперь. Проблемы, решаемые школой эти двадцать лет, очевидны. И в нашей стране неразрешимы. Нужно чуть ли не ежедневно доказывать свою необходимость государству. А дети и сейчас, через двадцать лет, вспоминают годы обучения в школе как самые счастливые (это слова Полины Кутеповой, примы фоменковского театра, уж ей-то, с ее кино- и театральной востребованностью, есть с чем сравнить). И родители, которые были счастливы отдать детей самого страшного возраста (14–17 лет – кто пережил, знает!) в руки по-настоящему творческих людей, а не искусных имитаторов такового за деньги – тоже. А государство, между тем, готово поставить всю страну на лыжи, но ни мало не смущается фактом того, что по уровню образования мы уверенно лидируем среди колоний. Что из культурной страны мы превратились в полуграмотную. Что интеллигенция сегодня в России осталась в двух вариациях – уехавшая и бывшая. – Если мы колония, школы искусств надо закрывать, – сказал заздравную речь на юбилее школы народный артист России Юрий Назаров. И без надежды добавил очевидное: – А если государство, то надо вкладывать деньги в образование. Но с 1 сентября государство будет давать нашим детям минимум бесплатных дисциплин. Для колонистов вполне хватит. Остальные будут покупать родители за деньги. Понятно, что образование станет уделом немногих, что позволит нашему государству смотреть в завтрашний день с чувством глубокого удовлетворения. Киношколы, а также школы театра, балета и прочие школы искусства, которых и так в нашей бедной стране до ничтожного мало, должны будут как-то выруливать в этой ситуации. Либо брать деньги с родителей, и тогда в творческих школах будут учиться не одаренные дети, а дети с кошельком. Что из этого выйдет – понятно. Посмотрите телевизор. То, что там можно увидеть, придумали как раз люди с кошельком, иные туда не попадают. Второй вариант: выпрашивать гранты у государства, которое, как известно, самозабвенно катается на лыжах. То есть тянуть все тот же груз неразрешимых проблем. Педагоги школы наконец дождались того момента, когда школа может вырасти в колледж и выпускать дипломированных специалистов. Во-первых, это может помочь школе сохраниться. Сегодня среднее специальное образование в приоритете. Во-вторых, выпускники школы получат не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании, с которым можно идти работать по специальности. Дай бог, у них получится. [i][b]…Мир рассматривается не как данность (готовое знание, априори верное представление, подтвержденное авторитетом учителя), но как проблема (неразрешимое противоречие, которое не имеет готовых, культурно нормированных средств выхода из него.[/b][/i] [b]Из педагогической концепции киношколы Справка «ВМ»[/b] [i]Московская международная киношкола – это учебное заведение для одаренных, но социально неадаптированных подростков, которые в обычных массовых школах, как правило, не находят себе места…[/i]