Деревянное чудо в Коломенском
В КОЛОМЕНСКОМ заработала машина времени. И теперь у нас, людей XXI века, появилась возможность перенестись из современной России в Русь допетровскую. Воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича стал принимать посетителей. Полюбовавшись сказочным обликом дворца, можно осмотреть 24 его зала – терема и палаты, где бегал и учил уроки юный Петр, будущий российский император, и где воскрешен дух далекой эпохи. Даже экскурсоводы одеты здесь в исторически достоверные костюмы бояр и царевен.Пусть дворец этот – новодел, огромное наглядное пособие или, как еще его называют, архитектурный спектакль, тем не менее это уникальная возможность погружения в наше прошлое. На «отлично» оценила интерьерную экспозицию царского дворца Государственная комиссия.Возрождение – дело ума и рук сотрудников Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ), генерального подрядчика фирмы «Стройлюкс» – историков, искусствоведов, плотников, художников.– Большое спасибо московскому правительству, – сказал министр культуры РФ Александр Авдеев, одним из первых посетивший дворец. – Произошло крупное событие в нашей культуре. Мы сможем своими глазами увидеть, насколько богата талантами наша страна. Древние мастера были не хуже, а, пожалуй, лучше нас. Важно соблюдать непрерывность мастерства и традиций.[b]Богатства «травного письма»[/b]Царский дворец, как и подобает, встречает святыми образами, на его входной двери изображены гербы всех земель, упомянутых в титулах российского самодержца. Все помещения, как встарь, искусно расписаны: на стенах – узорами «травного письма», на потолках – изображениями небесных светил.Солнце, а вокруг знаки зодиака – роспись потолка самой парадной и торжественной столовой палаты. Ее украшает и подлинная шпалера XVII века «Въезд в Вавилон», приобретенная во Франции.В росписях тронной палаты – библейские цари Давид, Саул и другие. Под образом Спаса стоит трон, изготовленный по подобию подлинного царского трона из Оружейной палаты. Его охраняют механические львы, которые крутят головами, вращают глазами и рычат.Орнаментальные и сюжетные росписи дворцовых палат радуют глаз яркостью и сочностью красок.Как рассказал нашему корреспонденту руководитель бригады художников Иван Глазунов, сын известного живописца, мастера работали на основе подлинных росписей допетровского времени, сохранившихся в церквях Москвы, Ярославля и Костромы.[b]Как парились цари[/b]Кроме парадных и жилых палат, в нижнем этаже есть еще одно помещение – настоящий сюрприз. Это первый случай реконструкции древнерусской бани-мыльни с парилкой. Она просторна, как палата, с роскошной муравленой печью-каменкой. После нее в любую сауну не захочешь. На одной скамье лежат можжевеловые, дубовые и березовые веники, а на другой, по обычаю тех времен – свежее сено, покрытое полотняной простыней, чтобы можно было посидеть, полежать, отдохнуть. В центре парилки большая деревянная кадушка, куда бросали раскаленные камни для разогрева воды.[b]А что дальше[/b]– В наших планах, – говорит директор МГОМЗ Людмила Колесникова, – создать здесь и театр времен Алексея Михайловича, который был большим любителем театральных действ и зрелищ.И еще один замысел – воссоздать домовую деревянную Казанскую церковь, которая была построена одновременно с дворцом. Ее более поздний каменный вариант сохранился до наших дней. Эта церковь даже в богоборческие времена оставалась действующей.Мы считаем, раз деревянный дворец воссоздан, значит, и деревянный дворцовый храм должен быть при нем, как раньше.