Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Православные кресты и купола на стыке материков

Общество
Православные кресты и купола на стыке материков

[b]К часовне[/b] Погода менялась, как лицо капризного ребенка – вот слепит в лобовое стекло автобуса яркое солнце (водитель надевает темные очки), то вдруг все вокруг нахмурится и – как затрещит по крыше и стеклам крупный дождь! Водитель снял ненужные теперь очки и стал чуть собраннее: асфальт заливают широкие мутные потоки дождевой воды – мы поднимаемся в гору. Наконец, приехали. Далее – пешком. Прячусь от дождя под прозрачным зеленоватым плащем. Но вот дождь прекратился, и вижу часовенку и православный крест, окутанный флером утреннего тумана, частого здесь, в долине потухшего вулкана Эль-Валле. Увы, я опоздал. Встретится не получится. Уже никогда. На двери храма висел некролог: [i]«Памяти Павла Ульянцева. 3 октября 2009 года ушёл от нас наш соотечественник Павел Владимирович Ульянцев. Почему мы так поражены и с трудом смиряемся с этой утратой? Видимо, потому, что весь облик Павла, образ его жизни, бодрый, жизнерадостный внутренний его дух никак не соответствовал его 80-летнему возрасту. Это первое, что вызывает удивление. Второе не менее удивительно – не побывав за всю жизнь ни одного дня в России, Павел Владимирович явил нам образ истинного русского человека. И дело не столько в его самобытной русской речи и не в широко гостеприимной натуре. А дело в том, что он был истинно православным человеком. «Отношение к Церкви – вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот воистину русский», как писал Священномученик Архиепископ Иларион Троицкий. Не имея возможности бывать на Богослужениях, Павел Владимирович ежедневно молился в выстроенной по завету отца – протоиерея Владимира Ульянцева – часовне… В его доме всегда горели свечи перед благоговейно почитаемыми иконами. Но лучшая свеча на его могиле – воздвигнутая им при жизни, первая в Латинской Америке, Православная Часовня в честь равноапостольных князей Ольги и Владимира. Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного Павла». [/i]Часовенка маленькая, тихая, прихожан здесь почти не бывает – далеко от Панама-сити по нынешним меркам – почти полтора часа, а в поселке (он тоже называется Эль-Валле), где жил этот удивительный человек – Павел Ульянцев – обитают в основном местные католики. А хотелось с ним познакомиться, поговорить. Ему ведь есть что рассказать – и о себе, и об отце, я надеялся услышать от него живые детали, малоизвестные факты... Теперь придется довольствоваться своим досье. [b]Ульянцевы[/b] 1918 года. В России грянула жестокая братоубийственная междоусобица. Владимир Ульянцев вскоре понимает – с Советской властью ему не по пути. Хотя расставание с Россией – он знает это точно – будет болезненным, ведь все корни его – здесь, на Родине. Владимир Емельянович Ульянцев-Пржевальский (так полностью звучит его фамилия) родился в Москве, в семье единственной дочери знаменитого исследователя и географа генерала Н.М. Пржевальского - Анны. На одном из последних, навсегда отчаливших в Севастополе от берегов России, пароходов, в давке и нервозной сутолоке, стараясь им не поддаваться, стоял у палубных поручней молодой Володя Ульянцев. Вряд ли он знал, что больше не ступит на этот берег никогда, что впереди его ждут другие страны, далекие и очень далекие. Но здесь, на палубе эмигрантского эвакуационного парохода, еще ждал один крутой поворот судьбы, на этот раз - приятный: Владимир Ульянцев встретил свою любовь, будущую жену Ольгу. Ольга Антоновна Кульчицкая происходила из богатой дворянской семьи (в Крыму семья Кульчицких владела семью имениями). Фамилия Кульчицкая – знатная, среди ее предков Ольги Кульчицкой, например, - почитаемый Русской Православной Церковью как святой знаменитый русский миссионер-святитель Иннокентий Иркутский, служивший еще при Петре Великом на флоте военным священником. Во время Гражданской войны Ольга Кульчицкая стала сестрой милосердия в Добровольческой армии барона Врангеля, проявила смелость, профессионализм и милосердие в осажденном большевиками Севастополе. Но потом – эвакуация, пароход и – встреча с Владимиром Ульянцевым. Теперь уже вместе они направляются в Югославию, где сосредоточены остатки русского корпуса под командованием генерала Адамовича. Обосновавшись в Сербии, Владимир Ульянцев познакомился иеромонахом Иоанном Шаховским, и тот предложил ему вступить на стезю священнослужителя. Это случилось в 1930 году. А двумя годами раньше у четы Ульянцевых родился в Сербии сын - Павел Владимирович Ульянцев. В Югославии при поддержке короля Александра I был создан Первый русский кадетский корпус имени великого князя Константина. «Югославы нас принимали, как братьев, давали работу, хлеб, жизнь, – рассказывал впоследствии журналистам Павел Ульянцев. – Король Александр был душа-парень для всех русских офицеров, он им разрешил служить на равных в югославской армии. И все югославы отдавали нам, юным русским кадетам, честь».Лозунг кадетского корпуса и всех его выпускников, куда бы их ни забрасывала судьба, был такой: "Белый, синий, красный - русский флаг прекрасный". В кадетском корпусе Сербии, куда Павел был принят в 1937 году в возрасте 9 лет, учились русские и сербы «из хороших семей», как тогда было приято говорить. Здесь они получали широкое, насыщенное образование, помимо военной и спортивной подготовки, учили точные науки, литературу, историю, география. Как впоследствии вспоминал Павел Ульянцев, именно кадетское воспитание помогло ему пройти все перипетии жизни. Тем более что духовником в Кадетском корпусе служил его отец – Владимир Ульянцев. А полоса сложных перипетий – в истории всей семьи Ульянцевых – началась в 40-х годах, грянула Вторая мировая. Ульянцевы с одним из последних немецких поездов в 1943 покидают Сербию и уезжают в Германию. …Сейчас уже никого из них не осталось в живых, и досконально понять мотивы, которыми они руководствовались, уезжая в Германию. Но понятно главное: приход коммунистов (а югославские партизаны теснили захватчиков) не сулил ничего хорошего русским эмигрантам, которых в условиях военного времени легко было записать в пособники врагу. Итак, Германия. Павла Ульянцева сразу же призывают в немецкую армию, он попадает в люфтваффе, где два года службы проводит на хозяйственных должностях, но при этом учится водить самолеты, осваивает аэродинамику, глубоко изучает материальную часть самолетов. Все это впоследствии очень ему пригодилось. В конце войны Павел Ульянцев прорывается в американскую зону Германии, где пытается найти разбросанных войной родственников, и… вскоре американцы зачисляют его в звании лейтенанта на службу в армию генерала Паттона. Вот уж – крутой вираж, если пользоваться авиационной терминологией. Так Павел встретил конец войны – офицером воооруженых сил США. В конце 1946 года ему удается через Красный Крест найти всех своих родных в Мюнхене, после чего воссоединившаяся семья едет в Мадрид, а позднее перебирается в Южную Америку. Отец Павла Ульянцева – Владимир – служил в приходе Русской церкви в Сантьяго, а младший Ульянцев решил заняться бизнесом в Чили, что у него стало хорошо получаться… но приход к власти Пиночета ломает все планы: Павел приезжает в Панаму, где вскоре возвращается к предпринимательству. В частности, он стал хозяином мотеля а местечке Плайя Корона. После того, как руководство американских баз в зоне Панамского канала узнало об участии Павла Ульянцева в боевых действиях в армии генерала Паттона, этот мотель стал любимым местом отдыха офицеров США. Впрочем, не только американцы полюбили это место, – многие российские творческие коллективы, деловые делегации, важные персоны посещали русский уголок на тихоокеанском побережье Панамы: ансамбль "Березка", российские цирковые коллективы, делегации АвтоВАЗа, КамАЗа, делегации Русской Православной Церкви. В 1996 году у него в отеле жили члены экипажей русских кораблей «Святой Петр» и «Святой Павел», которые в составе экспедиции по прообразу первопроходцев вышли из Охотска и сумели добраться до Панамы. Здесь случилась большая беда – прилив выбросил «Святого Петра» на берег и разметал по побережью весь корабль. Сильно поврежденным оказался и "Святой Павел", но, отремонтированный и снаряженный Павлом Ульянцевым, корабль продолжил свой поход. С отцом Александр Ульянцев виделся редко, чаще переписывались. В конце своей жизни протоиерей Владимир Ульянцев навестил сына, и в Панаме же нашел свое последнее земное пристанище. В 1981 году сын похоронил отца в одном из живописнейших мест Панамы – в местечке Эль-Валле, на вершине горы, где через 10 лет возвел небольшую часовню в древнерусском стиле. Увы, в тот день, когда я добрался до нее, на дверях висел некролог по поводу смерти уже Ульянцева-младшего. В 1991 году эту часовню приехала освящать делегация РПЦ. Но событие это вышло за рамки только освящения часовни. Тогда в небольшой русскоязычной общине Панамы начала, по сути, воплощаться в жизнь идея организовать приход Русской Православной Церкви. И это событие тесно связано с именем Павла Ульянцева. «Когда сейчас я вспоминаю об этом гостеприимстве, о своих разговорах с Павлом Владимировичем и о его потом как бы покатившейся «под горку» на склоне лет карьере предпринимателя, я понимаю, что главной причиной его известности среди российского люда в Панаме, уважения к нему было и останется в памяти знавших его людей это его далеко не всегда обычное у русских эмигрантов глубокое, не лубочно затёртое понимание русской культуры, её цивилизационной сущности. Выросший в детстве и отрочестве в русской среде, он сумел сохранить и пронести через все земные широты и многоязычье чистую русскую речь, знание русской литературы, музыки, русских песен, живописи и буквально наслаждался возможностью поделиться этим своим умением и достоянием с соотечественниками». Так написал о Павле Ульянцеве настоятель прихода Покрова Богородицы, священник Александр Горбунов. К храму Покрова Богородицы, к настоятелю его Александру Горбунову, и мчится сейчас, сквозь перепады настроений панамской погоды, наш небольшой автобус. От часовни – к храму. [b]Дорога, которая вела к военной базе США, а теперь ведёт в храму [/b]Часовня в Эль-Валле– далековато остоит от Панама-сити, а в ближайшем одноименном городке – в основном католики. Прихожан в часовенке – раз, два – и обчелся. Поэтому, когда в 1998 г. Панаму посетил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (нынешний патриарх), то РПЦ удалось договориться с правительством страны об аренде участка земли с домом на льготных условиях на бывшей военной базе США Альбрук, в зоне Панамского канала. Этот год и стал годом основания прихода. Вскоре церковь участок выкупила. Освящен храм был в честь Покрова Богородицы. – Это престижный живописный тихий район, располагающий к размышлению о вечном и красоте, – говорит отец Александр (Горбунов). Он высок, строен, черноволос, с черней бородкой, волосы, стянутые в узел, открывают высокий лоб. После окончания академии работал в ОВЦС, потом учился на теологическом факультете в Норвегии и по окончании был назначен настоятелем прихода в Дании. Но «вреден север» оказался для матушки. И тогда молодого священника направили в Панаму. С 2001 года он окормляет православных здесь, в храме, воздвигнутом на территории бывшей североамериканской военной базы. Он приветлив, но взгляд его внимателен. Ежедневно у него в храме бывают те, кто и составил общину – в основном женщины, вышедшие замуж за панамцев и их дети. Всего примерно 500 человек – русские, украинцы, белорусы, граждане прибалтийских и среднеазиатских республик, входивших в бывший СССР. Но и панамцы, кубинцы, приезжие из стран Европы. Покровский храм в Панаме – первый в центрально-американском регионе и андских странах, принадлежащий Московской патриархии. У настоятеля отца Александра есть доверенность от Патриарха РПЦ на ведение церковной деятельности в пределах этого региона. – Ведем, по мере сил и возможности, миссионерскую деятельность, - рассказывает отец Александр. - Меня часто приглашают выступать на радио, где я рассказываю о Православии, о России. В год несколько панамцев принимают православие, либо через крещение, либо через конфирмацию. Как правило, это мужья русских жен. Кроме того, у нас работает иконописная мастерская, которой занимается матушка и школа при ней. Также мы распространяем здесь наши софринские иконы. Они, кстати, пользуются большой популярностью не только у наших православных прихожан, но и у местных католиков. В основном это иконы Богоматери, Св. Николая, Апостолов, а также ангелы. Русских святых, конечно, панамцы не знают. Нашим иконам мы даем описание на испанском языке… Как рассказал молодой батюшка, при храме есть русские библиотека и видеотека, приход взаимодействует также с греческой православной общиной Панамы, утановлены плодотворные отношения в сфере экуменической деятельности с католической церковью. – Но главное, – подчеркивает отец Александр, – наши соотечественники получили еще одну возможность почувствовать заботу своей страны, они имеют на чужбине, вне зависимости от национальной и гражданской принадлежности, свой русский дом. Дай Бог, чтобы нашими общими трудами из небольшого семечка, каковым является панамская община, произросло обширное дерево духовного окормления Россией, Русской православной церковью своих соотечественников. Хотел бы отметить, что и в других местах Латинской Америки живут наши соотечественники, которых смело можно назвать православными подвижниками. Например, священнник в Каракасе (Венесуэла), протоирей Павел, настоятель храма РПЦЗ - ему уже около 90 лет, он в ясной памяти, - знаете, такой прямо "шмелевский" батюшка. Кстати, его сын - староста в том же каракасском приходе. А вот уж кто мог бы порассказать много интересного о своей жизни, об истории ХХ века, о событиях, участницей и свидетелем которых она была – так это прихожанка в православном храме в Лиме (Перу) Татьяна Евгеньева. Жизнь ее - особая тема, она - племянница верного соратника Колчака - Пепеляева, растрелянного вместе с адмиралом, отец ее тоже был расстрелян, сама была в ссылке, по освобождении осталась в оккупированной Твери, ушла на Запад с отступавшими немецкими войсками… Татьяна Евгеньва - одна из создателей православного храма в Лиме. Еще одна яркая личность - первый и фактически единственный наш настоятель в Лиме - архимандрит Серафим. Все эти люди - живые свидетели многих интереснейших событий. И жизнь этих русских священников тесно связана с нашими эммигрансткими общинами в регионе... Отец Александр рассказал, что члены общины часто навещали перед началом Великого поста, перед церковными праздниками, Павла Владимировича Ульянцева, поздравляли, дарили «Календарь» – периодическое издания для православных Панамы. Последние годы жизни Павел Владимирович уже не мог быть участником богослужений в Покровском храме. Здесь чтут и помнят незаурядного русского человека Павла Ульянцева, – потомка святителя Иннокентия (Кульчицкого) по линии его матери, Ольги Кульчицкой, а по линии отца – потомка знаменитого Пржевальского. (Ольга Кульчицкая упокоилась в 1979 году в госпитале американского города Севастополя (!) - "тезки" ее родного, крымского, Севастополя). Здесь чтут память о семье Ульянцевых, - о них напоминает маленькая православная часовенка близ долины Эль-Валле... [i]На снимках: Павел Ульянцев и часовня, воздвигнутая им в память об отце - Владимире Ульянцеве. [/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.