Длинные пробежки за «Масками»
Результаты 17-го фестиваля театральной премии «Золотая маска» оглашались в Гостином Дворе, где гости чувствовали себя порой неуютно в огромном гулком пространстве, а победителям приходилось преодолевать несоразмерно длинную дистанцию по красной дорожке к сцене. Это решение постановщицы вечера Нины Чусовой осталось для меня загадкой. Как, впрочем, и мнение жюри, имевшего все основания быть беспристрастным и справедливым, но явно утратившего объективность в оценке таких важных номинаций, как лучшие роли в драме и балете.[b]Дедушка русского рока[/b]В мюзикле (оперетте) все обошлось бескровно: Татьяна Маслакова из Хабаровска (Тоня, «Два бойца») и Дмитрий Аверин из Ростова-на-Дону (Граф Резанов, «Юнона и Авось») увезли «Маски» за лучшие роли. А дальше все премии одним махом забрал Екатеринбургский театр музыкальной комедии за спектакль «Мертвые души» – режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман и автор этого «гоголя-моголя» композитор Александр Пантыкин, пошутивший: «Редкий композитор долетит до «Золотой маски». Дедушке русского рока это удалось».Три пробежки за «Масками» директора театра Михаила Сафронова ознаменовали полный триумф Екатеринбурга. Приз за лучшую хореографию забрали Йохан Гребен и Ури Ивги, поставившие в екатеринбургских «Провинциальных танцах» «Песню не про любовь». Всех изумило, что от Мариинского театра никто не приехал получать премию.Не было не только Екатерины Кондауровой (лучшая женская роль – Анна Каренина), но вообще никого из представителей театра. А между тем это решение жюри осталось самым спорным – при всем уважении к молодой и талантливой балерине, а также признании прошлых достижений хореографа Алексея Ратманского. На мой взгляд, ни спектакль, ни его главная героиня не имели достаточных оснований претендовать на «Золотую маску».А вот отличный танцовщик Леонид Сарафанов, инициировавший вместе с другим прекрасным артистом Денисом Матвиенко создание балета Quatro в питерском Театральном центре на Коломенской, за премией приехал – и не без удовольствия.Трогательно и по-французски галантно благодарили жюри за «Маску» создатели лучшего спектакля в современном танце – «Мирлифор» из Костромы.И настоящий фурор вызвало справедливое и компетентное решение: «Золотая маска» за лучший балетный спектакль – «Маленькая смерть. Шесть танцев» Иржи Килиана в Музыкальном театре Станиславского.Специальным решением жюри «Маску» присудили приме-балерине Театра Станиславского Наталье Ледовской за филигранно исполненную роль Эсмеральды и композитору Кириллу Уманскому, автору редакции оперы «Бег» в Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского.[b]Антраша на дорожке[/b]Легендарный американский тенор Нил Шикофф, создатель партии Элеазара в «Иудейке» петербургского Михайловского театра, стал открытием для меломанов. А режиссура Дмитрия Чернякова, осуществившего в постановке оперы «Воццек» в Большом театре свою заветную и казавшуюся несбыточной мечту, может считаться его самым серьезным достижением. Дирижер Теодор Курентзис посвятил свою «Маску» за первую работу с Большим театром соратникам – исполнителям главных ролей Марди Байерс, Георгу Ниглю и Максиму Пастеру.Среди вручавших премии большинство знаменитостей старались быть по-деловому четкими, лишь режиссер Театра Станиславского Александр Титель попробовал поднять уровень изящества церемонии, процитировав Гейне: «Задача режиссера – устроить так, чтобы музыка никому не мешала».В общем, мой собственный рейтинг таков: лучшие вручавшие – Александр Титель и Хибла Герзмава, лучший проход по красной дорожке – Игорь Гордин. Обладатель «Маски» за лучшую мужскую роль (спектакль «Кроткая», МТЮЗ) великолепно «пролетел» к сцене под «Вальс» Свиридова в беспечных антраша.[b]Весь вахтанговский цвет[/b]То, что лучшей актерской работой не была признана роль Сергея Маковецкого, сыгравшего дядю Ваню в спектакле Театра Вахтангова, вызвало недоумение. Блистательная Ольга Яковлева, обладательница «Маски» за лучшую женскую роль (роль бабушки в «Обрыве» МХТ), безусловно, достойна любых премий. Но жаль, что без награды осталась самая серьезная работа Марины Голуб – Васса Железнова в спектакле МХТ.В распределении наград в номинациях по драматическому театру вообще многое оказалось странным. Лучший художник и режиссер – создатели спектакля «Изотов» Александр Шишкин и Андрей Могучий, экспериментировавшие на сцене Александринского театра. За пределами внимания жюри осталось совершенно уникальное решение пространства, созданное Владимиром Максимовым в спектакле «Триптих» в Мастерской П. Фоменко. Сам «Триптих» получил «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы, правда, его создатель не присутствовал на церемонии. А вот вахтанговцы, участники постановки «Дядя Ваня» (победителя в номинации «Лучший драматический спектакль. Большая форма»), сполна насладились успехом, несмотря на горечь, которой была окрашена ироничная речь Сергея Маковецкого. «Мы, потрясающие актеры Театра Вахтангова, получаем невероятное удовольствие от того, что играем и будем играть «Дядю Ваню», – сказал он.Радость по поводу финальных награждений премией была объяснима: критики отметили специальным призом спектакль «Экспонаты» из далекого Прокопьевска, куда билет стоит дороже, чем до Нью-Йорка, а жюри наградило чудесный проект РАМТ «Молодые режиссеры – детям». «Маска» «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» присуждена создательнице 150 ролей, ведущей актрисе Екатеринбургского театра драмы Галине Ивановне Умпелевой.Но последний аккорд вечера был печальным – Татьяна Ивановна Шмыга, примадонна Театра оперетты, своей «Маски» уже не дождалась. И зрители аплодировали стоя, когда последняя настоящая звезда отечественной оперетты пела с экрана: «Я танцевать хочу»…[b]Екатерина ЦВЕТКОВА (фото)[/b]