Консерватория ушла под землю
ЗАВТРА исполняется 110 лет со дня торжественного открытия в Москве «Большой залы», или ныне всем известного Большого зала Московской консерватории. Сейчас здесь завершаются первые в истории грандиозные реставрационные работы, и именно с этого апрельского дня начинается приемка уже готовых помещений. Музыка в Большом зале пока не звучит, но уже близко 14 июня, когда в лучшем зале Москвы откроется XIV Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Тогда зал предстанет в первозданном виде, то есть таким, каким он был в 1901 году.[b]Акустика как памятник культуры[/b]– В ходе реставрации, – отмечает ректор консерватории Александр Соколов, – удалось сохранить главное – уникальную акустику, которую высоко ставят наши и зарубежные музыканты.Были учтены самые, казалось бы, незначительные нюансы. Прежде чем строители приступили к работам, с помощью специальных приборов были сняты все акустические параметры зала, чтобы в ходе реставрации «не нарушить волшебство звучания голоса и музыкальных инструментов». Все материалы, используемые при отделке, вплоть до краски, шпатлевки, ковровых покрытий и даже до противопожарной пропитки кресел, проверялись на акустические характеристики.Началось все с потолка. Выяснилось, что сохранился в неизменном виде основной элемент акустической системы – подвесной потолок, выполняющий роль деки. Крышу покрыли заново с применением современных технологий, поэтому можно быть спокойным за неизменность качества звука. А полы в партере не удалось настелить заново с первого раза. Пришлось их переделывать, поскольку диффузоры, подающие воздух снизу, наехали на балки. Теперь и полы поддерживают высокое качество звука.Каждый используемый материал проверялся на эталонной физической модели зала, выполненной в масштабе 1 к 20. Акустика оценивается не субъективно, а путем довольно точных замеров и исследований, в конкретных цифрах. Благодаря этому консерватория намерена зарегистрировать акустику Большого зала как памятник культуры. Такого еще не было.[b]Святая Цецилия возвращается[/b]Вслед за усилением фундаментов здания, полной заменой инженерных коммуникаций и кровли завершается обновление исторических интерьеров, в зале устанавливается новая мебель. Кресла изготовлены в Италии из букового массива и превосходят прежние по всем показателям. Стенам возвращен первоначальный оливковый цвет. В Питере уже реставрированы большие портреты композиторов, которые в начале мая вновь начнут устанавливать в зале.А в конце этого месяца из Северной столицы приедет витраж с образом святой Цецилии, покровительницы музыки, восстановленный по старым фотографиям. Этот витраж погиб при бомбежке в годы Великой Отечественной. Теперь он снова станет украшением фойе партера.Цецилия канонизирована и православной, и католической церквями, и ее изображения есть во многих консерваториях и концертных залах мира.– Ее возвращение, – рассказал «ВМ» проректор консерватории по административно-хозяйственной работе Сергей Розанов, – мы решили обставить торжественно. Пригласим известных лиц, иерархов церкви. Будут освящены возрожденный витраж и отреставрированный Большой зал.Во время реставрационных работ специалисты уделяли особое внимание сохранности большого органа. Демонтаж этого очень тонкого и капризного инструмента сочли технически невозможным, поэтому для защиты от строительной пыли его «одели» в герметичный короб-саркофаг. К конкурсу он будет открыт, а потом работы с этим уникальным инструментом будут продолжены.[b]Впереди замечательный сезон![/b]В ходе реставрации в Большом зале были установлены интеллектуальная система вентиляции и кондиционирования, центральное пылеудаление, суперсовременные системы освещения сцены и коммуникаций. Но это никак не скажется на интерьерах благодаря использованию подземного пространства.В подземный инженерный корпус между сквером с памятником Чайковскому и входом в консерваторию из зала выносится вся инженерия, появившаяся здесь за многие десятилетия, все системы для звукозаписи и телетрансляций. Как здесь говорят, акустическое пространство «почистили».Кроме инженерного корпуса, прямо под Большим залом создаются репетиционный зал и помещение для хранения музыкальных инструментов. Для этого практически вручную, лопатами, до отметки «минус 8 метров» аккуратно удален грунт. Открылись так называемые Воронцовские подвалы, своды которых станут украшением репетиционного зала.В консерватории опровергли скептические слухи, что якобы после международного конкурса Большой зал закроют вновь для продолжения работ. Этого не будет.– Программы концертного сезона 2011–2012 года, – утверждает ректор Александр Соколов, – сформированы для всех залов консерватории, включая Большой, выпущены абонементы. Уже запланированы концерты Государственного академического симфонического оркестра, Хора имени Свешникова, Капеллы Юрлова. На наши предложения откликнулись известные всему миру оркестры и солисты. Пройдет цикл благотворительных концертов. Впереди замечательный сезон! Реставрация Большого зала – это только первый этап масштабной реконструкции зданий Московской консерватории. В результате всех работ она получит оперный театр, комплекс студенческих общежитий, новую библиотеку и конференц-зал для форумов и собраний.Полностью реконструкция консерватории завершится к 2016 году.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Большой зал Московской консерватории – одна из крупнейших концертных площадок классической музыки в России и мире.Зал, вмещающий около 1800 мест, был открыт 7 (20) апреля 1901 года в здании, построенном в 1895–1901 гг. по проекту архитектора В. П. Загорского.В 1899 г. в зале установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Колля. Концертом на открытии дирижировал В. И. Сафонов, в дальнейшем на сцене Большого зала консерватории выступали ведущие советские, российские и зарубежные солисты и коллективы классической музыки.[/i]