Москва заняла лидирующие позиции в международном исследовании школьного образования PISA
Стали известны результаты международного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Москва в этом рейтинге заняла лидирующие позиции.
Столица участвует в этом исследовании как самостоятельный регион уже второй раз. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, в этот раз тестовые задания для определения уровня образования выполнили более 7 тысяч учеников девятых классов из 150 школ города.
— Школьники определялись методом случайной выборки, никто их заранее не готовил, чтобы результаты были максимально точными, — рассказала она.
В 2016 году, когда Москва участвовала впервые, учащиеся показали хорошие результаты. И столица в любом случае, отметила Ракова, была в группе лидеров по развитию школьного образования. В этот раз показатели стали еще лучше.
— Результаты 2018 года нас вдвойне порадовали, потому что мы не только смогли сохранить свои позиции, так как в конкурентной гонке участвуют все, но и смогли существенного улучшить их, — отметила заммэра, добавив, что таким образом Москва стала лидером школьного образования.
Так, по читательской грамотности столица заняла третье место, а в 2016 году мы были на шестом. По математической грамотности у столичных школьников пятое место, а было шестое, и по естественнонаучной грамотности Москва с 12 места переместилась на шестое.
— Очень важно, что столице удалось настроить систему образования и сделать ее равной для всех обучающихся, за счет чего школьники могут разбираться в поиске информации, могут определить разницу между фактом и мнением. В общей сложности это дало высокий уровень читательской грамотности и показало развитый ум московских учеников, — подчеркнул руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.
Он также рассказал, что в прошлый раз Москва была на уровне Ирландии и Канады, а в этот раз обошла эти страны.
Столь высокие результаты столицы не случайны. С 2011 года столичные власти проводили реформу и модернизацию системы образования. Основой стал подход, при котором в центре всего находится ученик.
— Школы должны крутиться вокруг ученика и конкурировать за него. Этим был обусловлен переход на нормативно-подушевое финансирование всех школ, при котором все образовательные учреждения на одного ученика стали получать одинаковую сумму, — пояснила Анастасия Ракова.
Такой подход был необходим, чтобы обеспечить доступность качественного школьного образования. Итоги исследования показывают, что это удалось сделать.
— В Москве сегодня не существует лучших школ, средних. Все школы имеют возможность давать высокое по уровню образование, — сказала заммэра.
Еще одно изменение, произошедшее в рамках реформы, — укрупнение школ. На эту тему было много разговоров, но этот проект, по словам Раковой, показал свою состоятельность. В итоге вместо 4 тысяч маленьких школ было образовано 537 больших, что во многом дало возможность создать предпрофессиональные классы — в 100 процентах школ есть более трех профилей на выбор, а также улучшить результаты единого госэкзамена — в этом году 50 процентов учеников сдали ЕГЭ на отлично. Кроме того, выросла и заработная плата педагогов.
— За 9 месяцев 2019 года средняя зарплата учителей составила 117 тысяч рублей, что позволяет школам подбирать только лучших учителей, — добавила она.
Большое внимание уделяется и развитию материальной базы учебных заведений, в том числе созданию современной цифровой среды. Яркий тому пример — проект «Московская электронная школа», который является уникальной базой знаний и большой подборкой сервисов для родителей. Анастасия Ракова подчеркнула, что Москва не будет стоять на месте и продолжит работу по развитию образования.
Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Высокий результат Москвы, на мой взгляд, обусловлен той образовательной политикой, которую проводит столичное правительство: публичная аттестация руководителей, новая система оплаты труда, обеспечение массового качественного образования, повышение роли общества в управлении школой, создание управляющих советов, а также объем финансирования системы образования. В целом по городу мы видим высокие результаты по всем международным исследованиям, в том числе по качеству начальной школы Москва обходит все страны, включая китайские провинции. В рейтинге PISA столица является лидером, обогнав такие страны, как Финляндия, Канада, Южная Корея.
Читайте также: Анастасия Ракова: Социальная политика была и остается приоритетом в развитии города