Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Секрет цирка с конями: главное, не бояться полететь

Город
Корреспондент «ВМ» Дарья Пиотровская балансирует на спине циркового скакуна Пети. Трюк базовый, но для неподготовленного человека он достаточно сложен
Корреспондент «ВМ» Дарья Пиотровская балансирует на спине циркового скакуна Пети. Трюк базовый, но для неподготовленного человека он достаточно сложен / Фото: Элина Масимова, «Вечерняя Москва»

Выставка «Цирк зажигает огни» стартовала 24 декабря в Музее современной истории России в честь столетнего юбилея отечественного цирка. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправилась в Большой Московский цирк и испытала свои силы в одном из сложнейших видов конной акробатики.

Цирк! Кони, как на подбор, статные, с блестящими гривами, мчатся по кругу — кажется, вот-вот у них вырастут крылья! По щелчку хлыста знаменитого дрессировщика и постановщика конных номеров Якова Экка трое жокеев одновременно запрыгивают на спину скакуна-тяжеловоза и делают кульбит назад. Так умеют только в Большом Московском цирке!

Наездникам на отработку трюков отведено чуть больше часа, поэтому не жду инструкций. Смотрю, как они запрыгивают на лошадь, встают на колени у нее на спине, выпрямляются в полный рост…

— Ап! Але! — командует Яков Экк, щелкая хлыстом по манежу. Слышала, что он может сбить арапником пламя свечи, задев только фитиль. Не сомневаюсь! Репетиция идет в бешеном темпе, но он полностью управляет ситуацией. От синхронности артистов и лошадей зависит не только красота трюка, но и их безопасность.

Но вот и мой черед! Не успеваю опомниться, как оказываюсь на манеже, застегиваю на талии карабин лонжи — страховочной веревки. Забраться на коня помогают — на нем нет ни стремян, ни седла. Лишь накидка-чепрак с двумя ручками. В памяти вспыхивает экскурсия на конный завод с детским лагерем, мне 12. Изо всех сил пытаюсь удержать лошадь, но падаю оземь и не могу шевелиться. А в настоящем конь набирает скорость, непроизвольно пришпориваю его — и вот уже мчим галопом. Страх побежден! Изо всех сил сжимаю ногами его бока, чтобы не свалиться…

— Пора! Встаем на коленки, — кричит руководитель номера.

Кажется, снова конь перешел на рысь. Поочередно завожу ноги на широкую конскую спину, крепко вцепившись в ручки на чепраке. Пока все получается! Но что будет дальше? Так проезжаю два круга. Стоп! Силы на исходе, слезаю со скакуна. Прошу совета у известного жокея Льва Прокурова: как все-таки встать на этого коня?

— Сразу же? — смеется Лев. — Тут дело в балансе. Нужно чувствовать животное, инерцию его движения. Ноги должны быть мягче. В первый раз ездить по манежу тяжело даже тем, кто из конного спорта — ноги «забиваются» за два круга.

Вторая попытка! Ноги устали. На руках, кажется, лопнет кожа — так я вцепилась в ручки.

— За что держаться, когда я уже встану? — Да не держитесь! — советуют артисты. — Не бойтесь полететь!

В какой-то миг, не веря, что я это делаю, просто встаю на спину скакуна и раскидываю руки в стороны. Через полкруга удается выпрямиться в полный рост! Круг! Держать равновесие все труднее! Спрыгиваю и перекатываюсь по манежу. Все! Сердце скачет галопом. Экк объясняет, в чем была ошибка: нужно плечо и корпус разворачивать внутрь круга, учитывать центробежную силу.

Артисты Якова Экка — неоднократные золотые призеры престижных международных и российских фестивалей циркового искусства. Они владеют навыками и жокейской работы, и джигитовки.

Это два разных жанра: джигитовка — динамичнее, артисты выполняют трюки на скорости. Самый известный из них — пролезание под животом лошади на полном скаку.

Артист Алексей Яценко выполняет его с завязанными глазами! В жокейской же работе — свои опасности. Там больше акробатики, прыжков с высоты. К тому же поведение животных непредсказуемо. Кони под всадниками тяжелее, идут медленнее, чтобы была возможность выполнить элемент.

Чтобы выступления проходили на ура, у цирковых артистов есть свои традиции. Алексей признается, что носки всегда надевает начиная с левого.

— Звучит смешно, но вот почему у многих из нас подобные привычки. Выступил хорошо, значит, сработало — пытаешься повторить свои действия, — объясняет он. — А если серьезно, больше всего поднимает боевой настрой, когда за две минуты до выезда шеф говорит нам: «С богом, ребятки». И смешные случаи бывают, конечно.

— Вот Барон недавно взял и вышел из манежа, пошел сам на конюшню. А другой конь вообще уводил всех за собой. У них свои «тараканы», как у нас, — вспоминает Яков Экк. — Петя вон у тигров ведро мяса утащил, когда мимо провозили.

К лошадям жокеи относятся как к товарищам. И умеют о них заботиться, несмотря на то что этим занимаются рабочие конюшни. Этот труд для них — этап ученичества.

Вот мы и на конюшне. Здесь лошади отдыхают. Чтобы высохнуть и согреться после мойки, используют солярий. Как считает Яков Корнеевич, к каждой лошади нужен свой подход.

— Они как люди: бывают добрые, злые. Хитрые и очень хитрые — как ваш конь! За морковку все сделает, нет морковки — нет и разговора.

Экк подводит меня к вольеру пообщаться со скакуном.

— Молодец, Петюня, хорошо сегодня отработал, — хвалит его дрессировщик. — Держи морковку.

— Должен ли дрессировщик быть добрым?

— Конечно! Злой не сможет работать с животными: тут все время надо поощрять — кормить, гладить. А главный принцип в работе — не гнать. Потихоньку, шаг за шагом делать свое дело.

СЛОВАРЬ

— Аллюр — способ хода, бега лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь.

— Жокей — артист, исполняющий трюки на неоседланной лошади.

— Арапник — длинный хлыст, применяемый в том числе в джигитовке.

— Чепрак — войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров.

— Конный вольтиж — выполнение различных упражнений на лошади, бегущей по манежу в быстром темпе: седы, перемахи, висы.

— Лонжа — приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок.

Читайте также: Клоунов наградили медалями за выступление в Сирии

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.