Психолог перечислила три способа развить у ребенка интерес к науке
Когда у ребенка развивается интерес к познанию, науке, как помочь ему с юного возраста увлечься чем-то интересным? Практические советы для родителей подготовила педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова.
У ребенка от рождения пытливость и любопытство — встроенная опция. Когда четырехлетка задает вопрос, почему ветер дует, — это не что иное, как первая попытка познания. Тут важно, как поведет себя взрослый: предложит готовый ответ или спросит: «А ты как думаешь?». И вслед за наивной детской гипотезой предложит: «Давай разберемся вместе и проверим, прав ты или нет». Почему кажется, что колеса у машины крутятся назад? Почему вымерли динозавры или почему корабль не тонет? Каждый подобный детский вопрос может вырасти в маленькое исследование. Так, с самого юного возраста ребенок с помощью взрослого учится наблюдать, фиксировать факты, делать предположения, экспериментировать, устанавливать связи и делать выводы. Именно в этом возрасте в совместной деятельности со взрослым и разгорается огонек интереса к науке, который в дальнейшем нужно только поддерживать.
Ребенок растет, и вопросы, которые его интересуют, становятся сложнее. Следовать за интересом ребенка, не давать готовых ответов, помочь организовать собственный опыт познания — непростая задача для взрослых. Но именно рядом с такими взрослыми из маленьких почемучек вырастают исследователи.
Важно также помнить, что в основе устойчивого интереса к чему-либо лежат три слагаемых:
— информация — я много об этом знаю;
— опыт — я делал/проверял/узнал это сам;
— признание и социальная значимость — я рассказывал/показывал это другим, и они согласились, что это верно и что это важно.
Если мы хотим поддержать интерес ребенка к исследовательской деятельности, необходимо соблюсти все три условия.
Во-первых, рассказать и показать, какие возможности окружают его. Для этого достаточно просто выйти в город. Кванториумы и технопарки, интерактивные музеи различной направленности, экологические тропы в городских парках, оригинальные архитектурные и высокотехнологичные транспортные решения — Москва создает бесконечное количество возможностей для постановки учебно-практических задач и развития интереса к их решению.
Во-вторых, необходимо организовать и поддерживать исследовательскую деятельность ребенка дома и в школе. И для этого сегодня есть все необходимое: объединения дополнительного образования естественно-научной, технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности, многофункциональное пространство школьных классов, оборудованные лаборатории. Например, столичные школьники могут посетить различные научные кружки во дворцах и центрах творчества или проект «Кружок от академика». Также для юных ученых проводятся научные субботы, одно из направлений масштабного образовательного проекта «Субботы московского школьника».
И в-третьих, сделать так, чтобы исследовательская деятельность ребенка была направлена на достижение результата, значимого как для него самого, так и для других. Здесь в помощь огромное количество городских образовательных проектов: от конкурсов проектно-исследовательских работ, в которых ребята могут принимать участие с первого класса, до обучения в академическом классе, где научно-исследовательская деятельность становится трамплином профессионального самоопределения будущих ученых.
Читайте также: Когда трудно подобрать слова: психолог рассказывает, как поддержать тяжело больного родственника