Директор центра «Возрождение»: Неблагополучие вращается вокруг «я хочу» и «мне должны»
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возрождение» работает в Москве более 16 лет. Здесь помогают подросткам, которые столкнулись с проблемой наркотической зависимости, а также поддерживают их родителей. Директор центра Дмитрий Кореняк рассказал о специфике своей работы.
— Дмитрий Владимирович, что делать родителям, если они заметили, что ребенок как-то изменился, и у них есть подозрение, что он начал употреблять?
— Когда родители чувствуют, что ребенок стал чужим, что-то поменялось, нельзя медлить, пора обращаться за помощью! Всегда можно позвонить нам по телефону 8 (495) 656-15-52. Получив сигнал, мы либо встречаемся с родителями в центре, либо наши консультанты сами выезжают в семью. Уже на первой консультации мы начинаем разбираться, что происходит и как можно решить проблему. Затем определяем план действий. Возможны посещения социально-профилактических групп. Они работают амбулаторно и есть в каждом районе Москвы. В группах ребенок начинает встречаться и общаться со специалистом. Также у нас есть отдельные группы для родителей, где мы рассказываем мамам и папам, что нужно делать.
— А если ситуация уже серьезная?
— Когда дети начинают потреблять наркотики, появляется и закрепляется химическая зависимость, и тогда этот процесс очень трудно остановить. Дети становятся агрессивными, они начинают врать, личность разрушается. В таком случае мы готовы предложить стационарную программу. Она рассчитана на тех, кто систематически употребляет серьезные наркотики, поэтому за подростками нужен постоянный контроль. По этой программе они живут у нас в центре, где установлены свои правила: нужно соблюдать режим, отказаться от привычных контактов, у них нет возможности даже выйти в интернет.
Перед посещением стационара нужно пройти медицинское обследование и, возможно, лечение. Здесь сложность в том, что ребенок должен сам захотеть пройти реабилитацию. У нас программа добровольная.
— Кто занимается с подростками в вашем центре?
— Это специалисты широкого профиля: психологи в социальной сфере, специалисты по реабилитационной работе, по работе с семьей. Это высококлассные профессионалы, посвятившие себя работе с детьми, они искренне любят то, чем занимаются. Мы все — фанаты своего дела.
— В чем специфика работы с детьми, которые пытаются побороть свою зависимость?
— Прежде всего, подростков нужно чем-то увлечь, предложить им какое-то дело, на которое они смогут переключиться и перестанут зацикливаться на себе. Например, мы возим ребят на всевозможные экскурсии, рассказываем о профессиях, устраиваем посещения центров содействия семейному воспитанию, где живут дети-сироты, дважды в год обязательно ездим на раскопки, проводим школу поисковика и многое другое. Когда ребята видят, что есть идеи и дела, которым стоит служить, они кардинально меняются.
Еще один ключевой момент: подросток идет за человеком. Поэтому важна личность того, кто с ним работает: может ли он научить чему-то хорошему собственным примером. Наши ребята равняются на своих наставников, которые живут яркой полноценной жизнью и радуются ей без наркотиков. При этом, конечно, наши сотрудники замотивированы на то, чтобы спасти ребенка.
— Можно ли сказать, что, помогая подросткам с наркозависимостью, вы предупреждаете «вторичную» зависимость, то есть спасаете от нее их будущих детей?
— Да, конечно. Люди, поборовшие зависимость, уже вряд ли допустят такую проблему у своих детей. Они смогут создать нормальную семью, построить жизнь без наркотиков.
Мы поддерживаем контакты со всеми, кто приходил в центр, и отслеживаем, как складывается их судьба, даже когда они становятся совершеннолетними. Для этого у нас есть целое направление — информационное сопровождение. И могу сказать, что около 60 процентов подростков, которые были у нас, не вернулись к употреблению наркотиков.
— Есть предубеждение, что наркотики — проблема неблагополучных семей. Так ли это?
— В обществе принято оценивать семью с точки зрения материального благополучия. Мы же смотрим иначе — на то, чем живет подросток, что его беспокоит, чем он занят. Ребенок может быть обут, одет и накормлен, но гораздо важнее то, что у него в голове и в сердце. Наркотики — «вишенка на торте», главная беда лежит куда глубже. Это идеология потребления, и ее главный посыл — получать удовольствие или, как теперь стало модно, жить в свое удовольствие. И ключевым словом тут является «свое». И для кого-то в какой-то момент очередным «кайфом», очередным способом получить удовольствие, к сожалению, становится наркотик. Неблагополучие там, где все вращается вокруг «я хочу», «мое», «мне должны». Перестать быть наркоманом — это в первую очередь перестать быть «потребленцем». И в этом плане как раз условно благополучные семьи, где ребенок все получает готовым, ничего не отдавая, — группа повышенного риска.
— Как отойти от идеологии потребления?
— Нужно учить ребенка служить, но не путайте с «прислуживать». Служить людям, делу, идеям и принципам, служить Родине, наконец. Когда к нам приходят ребята на стационарную программу, нашей главной задачей становится переключить ребенка с потребления на отдачу. Мы даем понять: ты не один в этом мире, вокруг тебя кто-то есть, и в первую очередь — твои родители.
— Какие советы вы можете дать родителям? Могут ли они самостоятельно справиться с проблемой?
— Да, большинство родителей могут справиться сами. Смотрите, чем живет ваш ребенок. Если он зациклен на себе, сделайте так, чтобы у него были свои обязанности. Наблюдайте, как он относится к себе, чем он занят, какие у него друзья. Нужно разговаривать с ним, узнавать, что у него на душе. Если же решить проблему самостоятельно не удается, обращайтесь за помощью к нам, звоните в центр.
Читайте также: «Помощники спасателей» поделятся опытом с участниками проекта «PROГероев»