Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Заглянуть внутрь себя помогут биоинженеры

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Технологии
Заглянуть внутрь себя помогут биоинженеры
Фото: pixabay.com

Курчатовский институт заявил о прорыве в расшифровке генома человека. Помог осуществить его секвенатор данных Национальной базы генетической информации.

В ближайшем времени эта генетическая база появится на базе института. Чьи геномы лягут в ее основу, мы выяснили у Максима Патрушева, заместителя руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий НИЦ «Курчатовский институт».

— Максим Владимирович, летом прошлого года президент Владимир Путин поручил создать национальную базу генетической информации с системой хранения и обработки данных. В каком состоянии сейчас находится проект?

— База — это огромная инфраструктура, включающая в себя серверы, системы для вычислений, специальное программное обеспечение. Мы обязались предоставить готовую базу к 2024 году, но, скорее всего, сдадим ее раньше. Сейчас приступили к технической части — к сборке самой базы.

— Какие задачи она будет решать?

— Она создается для того, чтобы исследователи могли хранить генетические данные в одном месте. Сейчас они вынуждены пользоваться зарубежными базами данных или локальными серверами. Но генетическая информация имеет ценность только тогда, когда хранится в одном виртуальном пространстве. Чем больше генетических данных мы накапливаем, тем больше научных и прикладных результатов можем получать. Основная наша задача — разработать инфраструктуру, включающую программное обеспечение и «железо», создать протоколы, которые позволят легко складывать генетическую информацию в одно место. Кроме того, в отличие от зарубежных баз данных наша будет отличаться уникальным набором аналитических инструментов, то есть ученые не просто смогут хранить информацию, но и анализировать ее. Мы предоставим возможности базы для исследователей, врачей и студентов специализированных факультетов.

— Важный момент: база будет открытой или закрытой?

— Не всю информацию можно хранить в открытом виде, поэтому часть данных будет располагаться в закрытом контуре для ограниченного числа пользователей. Но большая часть генетических данных будет находиться в открытом доступе. Это позволит специалистам разрабатывать новые технологии, а также использовать генетическую информацию для прикладных целей. Например, она может помочь врачам-генетикам ставить диагнозы и вести пациентов с генетическими заболеваниями.

— Фактически вы предоставляете сервер для хранения данных, которые будут поступать к вам из разных генетических центров?

— В упрощенном понимании — да. Но это не просто сервер, это отдельный большой компьютер, который может не только хранить, но и обрабатывать информацию. Мы предоставляем пространство для хранения, возможность загрузки и выгрузки данных, программы, которые их анализируют.

— Интересно, в базе будут данные только людей или животных, растений и бактерий тоже?

— Хороший вопрос! Человек для науки геномики сегодня интересен куда меньше, чем остальной животный мир. Поэтому самое главное, что будет храниться на наших серверах, — информация о доступных геномах всех живых организмов. Эти геномы будут секвенированы, то есть распознаны и оцифрованы. Геномы человека в базе, конечно, тоже будут, но деперсонализированные. Ведь для достижения научных и технологических результатов не важно, чей именно геном участвует в исследовании — Иванова Ивана или Петрова Петра. Все опасения, касающиеся того, что чьи-то данные могут куда-то утечь, безосновательны, потому что утекать нечему.

— Но ведь есть указ президента о реализации проекта генетических паспортов до 2025 года. Какие данные в таком случае будут использованы для их создания?

— Давайте не будем путать. Генетическими паспортами занимается МВД. У них есть своя система. К примеру, в США существует база ДНК CODIS, находящаяся в распоряжении Федерального бюро расследований. В нашей стране система паспортизации тоже существует, но пока только в отношении людей, попавших в поле зрения правоохранительных органов. К Национальной базе генетической информации генетические паспорта никакого отношения иметь не будут. Это две разные системы с разными задачами. Национальная база генетической информации направлена на то, чтобы создать возможности для рывка в области генетических технологий. А генетическая паспортизация населения — это утилитарная задача отдельной системы, имеющей собственную базу для хранения информации и специальную защиту. Это две совершенно разные базы.

Заглянуть внутрь себя помогут биоинженеры Фото: pixabay.com

— А как будут собираться данные для национальной базы генетической информации?

— Данные людей будут собираться в рамках отдельных проектов. Например, если мы решим провести исследование по геномике онкологических болезней, Минздрав или какой-либо онкоцентр организует проект.

В национальной базе генетической информации будет заведен раздел по запросу, к которому имеют доступ только участники этого проекта. Люди в обязательном порядке подпишут информированное согласие о том, что их данные в анонимном виде могут быть помещены в национальную базу. Еще раз обращаю внимание на то, что эти данные будут деперсонализированы. В базе будет находиться исключительно генетическая и ей сопутствующая информация.

— Что значит «сопутствующая»?

— Например, «геном мужчины 60 лет с раком предстательной железы». То есть данных о номере паспорта, имени и месте жительства там не будет. Можете не переживать!

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Юлия Дьякова, замруководителя Курчатского института по научной работе:

— В глобальной мировой гонке технологий работы с геномом наша страна должна занять опережающую позицию как в проведении фундаментальных исследований, разработке эффективных методов геномного редактирования, так и в создании конкретных технологий для медицины, промышленности и сельского хозяйства.

Александр Макаров, директор института молекулярной биологии имени Энгельгарда:

— Программа развития генетических технологий — первая программа, которая появилась в нашей области за последние 30 лет. Во время пандемии коронавируса все убедились, насколько важна роль генетики и генетиков вообще даже в нашей экономике.

Николай Колчанов, директор института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН:

— Единая база генетической информации нужна потому, что мы должны переходить в эпоху больших генетических данных. Искать закономерности можно только в очень больших информационных пространствах.

Александр Резник, врач-генетик:

— Создание такого реестра будет способствовать развитию персонализированной медицины, поскольку врачи смогут прогнозировать риски возникновения заболеваний у конкретного человека.

Читайте также: Цифровую платформу для управления коллективным иммунитетом разработали в России

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.