Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Учителя высказались о преподавании психологии в младших классах

Общество
Учителя высказались о преподавании психологии в младших классах
Школьный курс «про бизнес» может найти свою благодарную аудиторию / Фото: https://pixabay.com/ru

Проблема травли и буллинга в российских школах уже давно стала предметом для активных дискуссий. Одним из способов профилактики этих явлений в школе видят перспективу введения предмета «психология для учеников 3–4 классов». СМИ приводят слова главного внештатного психиатра Минздрава РФ Зураба Кекелидзе: «Психология начнет проводиться как пилотный проект в нескольких школах, чтобы посмотреть, оценить положительные и отрицательные моменты». 

Подобная инициатива вызывает массу вопросов. Прежде всего о целесообразности введения очередного предмета в качестве способа борьбы с детской и подростковой жестокостью. Сомнительной выглядит возможность школьников в столь юном возрасте понять эту дисциплину вообще, ведь до недавних пор с этим предметом знакомились либо в качестве факультатива в старших классах, либо уже в вузах.

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров не рекомендовал бы вводить этот предмет в качестве курса в программе 3–4 классов.

— Элементы психологии должны быть внедрены в парадигму других предметов. По-хорошему, так и есть: в любой дисциплине, во внеклассной работе есть ее элементы. Весь учебно-воспитательный процесс зиждется на психологии. Что касается специального предмета в сетке расписания — учебный план и так перегружен, и в начальной школе стоит очень много задач, чтобы еще и психологию к ним добавлять, — заявил педагог. 

Иного мнения придерживается Григорий Назаров, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018».

— Я не сомневаюсь, что она нужна, вопрос в том, способны ли дети 1–4 класса ее освоить. На мой взгляд, опыт восьмилетней давности — введение курса «основы духовной этики» — очень позитивен. Детям 4 класса в рамках этого курса рассказывают об основных мировых конфессиях, при этом без всяких перекосов. Разумеется, рассказ адаптирован под возраст, потому как в этой сфере сложностей не меньше, чем в той же психологии. И вот надо признать, что дети, которые сейчас заканчивают 10–11 класс и в свое время прослушавшие этот курс, когда он только вводился, стали терпимее. В этом смысле целесообразность, я полагаю, есть. Весь вопрос в том, кто и как ее будет преподавать, — подытожил спикер.

Учителя высказались о преподавании психологии в младших классах Ученики сами выбирают музыку, которая звучит в школах. На фото Ульяна Власова / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Введение психологии как самостоятельного курса кажется преждевременным, а попытки адаптировать ее вполне могут оказаться губительными для самой сути предмета. Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург считает, что гораздо важнее говорить с детьми о тонкостях общения, о том, что нужно видеть не только себя, но и других людей вокруг, и начинать это никогда не рано.

— Не секрет, что такие явления, как травля, буллинг, — они уже и в начальной школе имеют место на самом деле. Дети же в общем-то не такие благостные, как кажется непрофессионалам. А поводом к травле может быть все что угодно: пластины на зубах, узкий разрез глаз. На эти тонкие темы надо разговаривать с детьми доступным языком, предупреждая дальнейшее развитие конфликтов. Это такая «психология на пальцах», — пояснил Ямбург. 

Гораздо важнее создание правильной атмосферы в школе. Не введением предметов бороться с агрессией надо, а созданием соответствующей обстановки, чтобы подобные явления из жизни уходили.

— Это должна быть спокойная, деятельная, справедливая атмосфера в школе, основанная на доверии, — говорит заслуженный учитель РФ Александр Снегуров. — Провокации, доносы, прессинг устраняются не введением предметов, а общей работой коллектива — педагогов и родителей — на благо каждого ребенка и его детства.

Ему вторит Евгений Ямбург:

— Манера экстенсивного расширения порочна. И когда говорят, давайте это введем, давайте то введем, вопрос стоит: за счет чего? Перегружать детей нельзя.

Отдельного внимания достоин вопрос нагрузки на учеников начальных классов. Она порой и так слишком велика.

— Вопрос нагрузки очень справедлив, — говорит Григорий Назаров. — Это уже наболевшая проблема. Мы находимся в постоянном контакте с родителями и видим, что уже с первого класса они тратят огромное количество времени на выполнение домашних заданий, потому что дети не справляются. Важно понимать, что нагрузка складывается не только из количества предметов, но и количества часов внутри предмета. Однако психология нужна, потому что она учит личностным навыкам. 

Читайте также: Ученые выяснили идеальный способ для обучения детей иностранному языку

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.