Как потопить зерновую сделку
Это соглашение подписано несколько месяцев назад в Стамбуле и открыло возможность вывезти зерно из украинских портов. Россия пошла на сделку, уступая горестным причитаниям экспертов из различных фондов ООН, особенно из Всемирной продовольственной программы, о том, что беднейшие страны погружаются в голодную катастрофу.
В эту субботу, 29 октября, на военные корабли на рейде Севастополя была проведена массированная атака воздушных и подводных дронов. Атака отбита, беспилотники уничтожены. Расследование показало, что аппараты запущены с маршрута зерновой сделки и, возможно, с сухогруза с зерном. Вскрытие механизмов уничтоженных беспилотников позволяет указать на участие в провокации Великобритании.
Однако зерновая сделка давно вызывала раздражение России. Бенефициарами оказались и без того сытая Европа, куда ушли 52 процента грузов, и Турция — 22 процента. Газового хаба еще нет, а зерновой — вот он! Что касается реально голодающих стран — Йемен, Сомали, Афганистан, — им привалило лишь 2 процента украинского зерна. На Валдайском клубе Путин назвал ситуацию сплошным надувательством.
По условиям зерновой сделки России была обещана отмена западных санкционных барьеров в отношении зерна и минеральных удобрений, дефицит которого испытывает весь мир. И опять обман. Возможность имеется, но под различными предлогами российское сырье по-прежнему лежит замороженным в европейских портах. После заключения сделки по сравнению с 2021 годом экспорт зерна из России снизился на 20 процентов, удобрений — на 25 процентов.

Сделка превращается для России то ли в аттракцион неслыханной щедрости, то ли в сеанс экономического мазохизма. Украина тоже недолго пировала. Вывезено 9 миллионов тонн зерна из заявленных 20 миллионов. Однако фермерам прибыли из-за роста цен на ГСМ и удобрения не видать. Барыш получат перекупщики зерна из Европы. По прогнозам, в 2023 году на Украине урожай ожидается в 2 раза меньше. Дальновиднее было бы придержать зерно на черный день, но Европа тянет загребущие руки…
Россия уже не гарантирует безопасности морских караванов. Да, пиратов в Черном море нет, но в воде болтаются мины. На сладкий пирог слетаются контрабандисты. Из 400 прошедших по сделке судов 70 были сняты с маршрута из-за контрабанды. В Европе отмечен взрывной рост контрабанды оружия непонятного происхождения.
После выхода из сделки России стоимость грузов значительно возрастет из-за страховых расходов. Продажи электроэнергии и зерна были главными статьями экспорта Украины. Результатом провокаций стали разрушение энергетической инфраструктуры Украины и шлагбаум перед сухогрузами. Вместо российских кораблей Украина рискует потопить свою экономику.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции