Политика низких достижений
Тогда же родился и известный лозунг соревнований «Быстрее, выше, сильнее», который в советское время красовался чуть ли не на каждом стадионе страны. Иронично, что в прошлом году решением Международного олимпийского комитета (МОК) у девиза появилась приставка «вместе», которая совершенно четко отвечает на вопрос «С кем?» и «Против кого?».
Приставка как нельзя кстати отражает состояние современного мира и роль России в нем, ведь появилось дополнительное слово после болезненного отчуждения наших спортсменов сначала от гимна и флага страны, а затем и от возможности представить себя даже под нейтральным флагом. Крупные турниры в рамках профессионального спорта уже долгие годы становятся предметом угнетения и изоляции «неугодных» стран, попыткой обезличить противника, оставив его без рода и племени. Но история — штука цикличная. Нам, увы, не привыкать находиться в изоляции.
Такое уже случалось во время возникновения советской государственности и в последующий военный период — сборная СССР впервые выступила на Олимпийских играх лишь в 1952 году. Сквозной нитью через обе эпохи тянется факт становления сильных, самодостаточных стран, готовых защищать свои территории и интересы. В этом году нас отстранили от участия в чемпионате мира по футболу и хоккею, а также от многих других крупных турниров.
Да, Запад не любит Россию в абсолютно любой ипостаси, однако к «наказанию» запретом выступить на международной арене прибегает в судорожной тряске от полного бессилия. Концепция «спорта вне политики», заложенная Кубертеном в основу Олимпийской хартии, на самом деле изначально носила двойные стандарты. Ее создатель состоял в дружественно-пресмыкающихся отношениях с Гитлером, а также сочувствовал фашистским идеям. Будучи главой, а впоследствии почетным членом МОК, он активно бойкотировал СССР, не допуская советских спортсменов до Олимпиады.
Женщины тоже были в опале у француза — их появление на Играх он расценивал как неэстетичное и бесполезное, в то время как в Советском Союзе уже была первая в мире женщина-министр. Оправдывает Кубертена лишь тот факт, что скончался он еще до зверств нацистского режима в 1937 году. Но с самого начала его «избирательная система» действовала только в одном направлении, а в наши годы развернулась во всей красе.
Допинговые скандалы еще несколько лет назад казались вопиющим подлогом для наших спортсменов, однако сегодня прямое отстранение от мирового спорта не вызывает у западной общественности вопросов. Просто надо помнить, что Олимпийские игры, как и прочие турниры высоких достижений, создавались как инструмент жесткого политического давления по мере роста интереса к зрелищам, на которые падка публика.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции