Главное
Карта событий
Смотреть карту

Робот человеку друг. Или сервис

Технологии
Москва не просто следит за мировыми трендами, а внедряет их на практике. И одно из перспективных направлений — научные проекты, которые направлены на изучение и регулирование процесса взаимодействия робота и человека. Чаще всего мы говорим о роботах, которые упрощают труд человека, это так называемые промышленные роботы. Они берут на себя тяжелую монотонную работу: например, экзоскелеты помогают человеку перемещать тяжести, промышленные манипуляторы — сортировать и выкладывать товар на конвейер. Есть роботы, которые помогают в тушении пожаров или в изучении извержений вулканов, подводного мира.

Роботы же, которые могут взаимодействовать с людьми и помогать в решении каких-то бытовых вопросов, называются сервисными. Так и есть — они находятся на службе у людей. Это как раз такие человекоподобные роботы, которые умеют говорить и проявлять реакции, близкие к человеческим. Зачем? Ну, например, уже изучено, что дети с аутизмом очень хорошо реагируют на роботов. Они могут с помощью них познавать мир, обучаться языкам, осваивать навыки коммуникации.

Роботы могут быть очень полезны в вопросах медицинского ухода и присмотра за пожилыми и больными людьми. Напоминать, когда принять лекарства, беседовать, помогать заказывать продукты, читать вслух, быть поводырями, сигнализировать, если пожилому человеку станет плохо.

Например, у нас на «Робостанции», интерактивной выставке достижений робототехники в павильоне № 2 на ВДНХ, есть японский робот-тюлень Паро. Но это не просто симпатичная плюшевая игрушка. Встроенные датчики при прикосновении к роботу активируют его движения, которые очень напоминают поведение реального животного, что делает его еще более милым, почти настоящим. Японские ученые в ходе исследований выяснили, что больные пожилые люди, регулярно контактировавшие с таким роботом, показывали положительную динамику выздоровления.

Робот человеку друг. Или сервис Директор Робостанции Артур Зархи представил робота-актера Теспиана. Он знает 40 языков и может на память прочитать в оригинале что-нибудь из Шекспира / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Сегодня наработки в области искусственного интеллекта и возможность создавать системы, способные обработать огромное количество данных, позволяют встраивать в роботов программы, с помощью которых они становятся еще ближе к человеку, приобретают схожие с нами черты. Сегодня роботы могут не только реагировать, как люди (например, как английский робот-актер Теспиан, представленный у нас на выставке), но и, наблюдая за людьми, анализируя их поведение в различных ситуациях, в реальном времени предугадывать, что сейчас сделает человек. Как это использовать? Во благо, только во благо — для предотвращения конфликтов, например.

Я начал изучать разные мировые исследования, и, оказывается, роботы-психологи — это будущее. Почему? Потому что люди, как показала практика, больше доверяют роботам. У нас были случаи, когда наших роботов брали в аренду на мероприятие, где нужно было пообщаться с гостями и собрать визитки. Так вот робот собрал визиток в 20 раз больше, чем человек.

Сможет ли когда-нибудь робот заменить человека во всех его человеческих проявлениях? Споры об этом не утихают и по сей день. Но это уже другая история.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты
Эксклюзивы