Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Дерзайте, не бойтесь

Общество
В пост мы добровольно отказываемся от того, что приносит нам удовольствие. Если Господь ради нашего спасения принес великую жертву: стал человеком, принял пытки, побои, оплевания и смерть на Кресте, разрушил ад и вновь открыл для нас Царство Небесное, то и мы должны научиться приносить жертвы.

Хотя бы маленькие, посильные, но они должны быть в нашей жизни, чтобы мы могли уподобиться Господу нашему, Иисусу Христу. Великий пост и есть такая жертва ради Христа. Что же важное о себе и своей жизни мы должны понять во время Великого поста? Какие важные дела в своей жизни реализовать в это краткое, быстро бегущее постовое время? Пост нужен не просто для того, чтобы человеку «изменить себя к лучшему», поскольку понятие «к лучшему» — весьма условно.

Кроме того, если мы увидим, что стали «лучше», значит, действуем в неправильном направлении. Например: захотелось кого-то упрекнуть, сказать едкое слово, но в последний момент человек, усилием воли, сдержался. Это же хорошо? Лучше же, чем он, поддавшись раздражению, что-то сказал и совершил грех? Да, это так. Но и здесь подстерегает опасность, если он, сдержавшись, скажет в себе: «Вот, я молодец, никого не упрекнул». Лучше в данной ситуации в душе сказать: «Господи, прости, что разгневался». Человек не упрекнул другого, но что-то неправильное внутри души уже было, раз возникло такое желание в отношении своего ближнего.

Для того мы и начинаем поприще поста, чтобы больше внимания уделять таким тонким моментам духовной жизни. Чтобы сосредоточиться на своей душе, увидеть все свои проблемы, или, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина, «узреть свои прегрешения». Видя свои грехи, естественно человек хочет исправиться, он больше молится, просит у Бога о прощении, просит, чтобы Он помог поменяться.

Пост — это время покаяния, когда мы должны постараться простить всех, избавиться от злобы по отношению к другим людям, избавиться от других душевных состояний, к которым привыкли — раздражительности, вспыльчивости, зависти, тщеславия, беспечности, лени. Эти состояния отнимают силы, расслабляют душу, делают ее бессильной, неспособной на сопротивление страстям. Пост — это время, когда мы должны остановиться в нашей повседневной круговерти, чтобы больше начать думать о будущей нашей участи и о Боге.

Мы всегда призваны к этому главному деланию и всегда должны им заниматься. Но опыт показывает, что в течение жизни это важнейшее делание уходит на второй план. Оно забивается житейской суетой, массой «неотложных» дел. И если не делать такие встряски, как Великий пост, такие резкие остановки в скоростном беге по жизни и перемены в ней, то мы все время будем только рассуждать о том, что мы должны нечто важное сделать, но ничего делать не будем.

А тут Церковь предлагает человеку в помощь Великий пост. И каждого из нас призывает: «Двигайтесь вперед, дерзайте, не бойтесь». Соблюдая пост, мы свидетельствуем о своем единстве со всей Церковью. Церковь — это Единое Тело Христово. Чтобы быть частью этого Тела, его членом, надо каждому действовать вместе с Церковью.

Как же приступить к посту? Ведь большинство людей в пост продолжают много работать, у каждого масса дел и обязанностей. А в пост надо будет ограничить себя в пище, какие-то продукты вообще исключить из рациона, чаще бывать в храме, дольше стоять на службах, больше молиться дома, не смотреть развлекательные передачи. Так за счет каких ресурсов держать постовой труд?

В первую очередь, подпитывать свои силы необходимо за счет богослужения. Оно намного более серьезно, чем богослужение других дней, более насыщено необходимым нам покаянным настроем. Если нет возможности сходить в церковь, можно почитать тексты службы текущего дня дома (найти в интернете), хотя бы важные его моменты, чтобы не оставаться в стороне от церковной жизни. Вместо очередного сериала взять и прочесть утреню, с великопостными стихирами, канон покаянный. Или акафист Страстям Христовым. Пусть не каждый день, а по возможности. Да, это не просто. Но надо проявлять усилия. Что, спортсмену, чтобы добиться хорошего результата легко? В среднем футболист за матч (90 минут) теряет от 3 до 5 килограмм веса. Да, он хочет, чтобы был хороший результат, а нам что результат не нужен? Как и в земных делах, так и в духовной жизни все достигается трудом.

Дерзайте, не бойтесь Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

В пост надо будет вспомнить, что самые главные дела человека на земле — это те, которые он лично делает для воссоздания единства с Бога. Как правило, все свое время мы стремимся уделить себе: думаем о себе, делаем свои дела, решаем проблемы, отдыхаем, развлекаемся, путешествуем, встречаемся с друзьями и т.д. Так, день за днем, месяца летят по инерции. А есть дела, которые человек делает, преодолевая эту житейскую инерцию, — ради Бога. Главные из них, это: молитва, дела милосердия и пост. Так что Великий пост нужен еще и для того, чтобы начать заниматься самыми главными делами в жизни каждого.

Еще одно важное делание, которому человек должен уделять время постоянно, но особенно в пост, — это выстраивание правильных отношений в трех направлениях — с Богом, с собой, с окружающими людьми. Во всех этих направлениях надо действовать параллельно, стараясь ничего не упустить из виду. В жизни случаются разные ситуации. Утром, может быть, придется в одном направлении поработать, днем — в другом, вечером — в третьем.

Чтобы выстраивать правильные отношения с Богом, нужно учиться предстоять перед Ним (делать все свои дела как перед Лицом Божиим, Который постоянно с нами, слышит и видит нас), молиться, славословить Бога за все, что случается в жизни, читать Евангелие и писания святых отцов. К примеру, понудить себя утром встать на молитву, даже если совсем не хочется. Хоть кратко, но помолиться. Это — уже шажочек в сторону правильных отношений с Богом.

При общении с окружающими важно настроиться на дружественное к ним отношение. Потому что если человек серьезно готовится к посту, то он уже заранее знает, что обязательно будут искушения. Особенно — от людей ближних. Порой эти искушения бывают совершенно неожиданные, и человек должен быть готов сдержать себя и иметь мирный дух.

Но бывают ситуации, когда уберечься, не вскипеть трудно. Как быть? Чтобы этого не случилось, надо помнить, что искуситель рядом, и он ждет удобного момента, чтобы сбить нас с бодрого постового настроя. Поэтому надо побольше размышлять на тему, как не поддаться греху, и почаще молиться краткой молитвой: «Господи, помоги!», или «Господи, не оставь!», или молитвой преподобного Ефрема Сирина и другими подобными.

Если мы думаем о чем-то постороннем, и на нас внезапно обрушится буря страсти, уберечься от греха будет намного сложнее. Человек может сорваться, накричать, еще какой-то грех совершить. А если мы будем осознавать, что ситуация вокруг нас может быть разной, то будем готовы к любым обстоятельствам, которые могут быть с нами. «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя», как сказал царь Давид (Пс. 118:60).

Что же касается правильных отношений с самим собой, то тут тоже есть свои подводные камни. Должна ли быть повышенная строгость к себе, ведь мы, как правило, даем себе поблажки? Но «перегнуть палку» тоже опасно, когда ты три дня — великий постник и смиренник, а потом — все рушится с великим грохотом так, что и осколков не собрать.

Чтобы правильно относиться к себе, надо познавать самого себя, свои силы и немощи. Это дело — на всю жизнь, и тут нам помогут советы святых отцов, как руководство, чтобы познать себя. Чтобы в этом вопросе разобраться, надо в дни Великого поста взять в руки книги святых отцов и вчитываться в них. Там найдется нечто нужное, конкретно для каждого из нас. Тому, кто только приступает к постовому деланию, можно взять книгу святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению» или «Письма о христианской жизни», которые были адресованы княгине Лукомской. Перечитывать их в пост хорошо и тому, кто уже продолжает труд познания самого себя. Жил он во времена Пушкина, Гоголя, Достоевского, а поэтому язык его творений понятен.

Каждому приступающему служить Господу, из времени Великого поста надо постарается извлечь максимальную пользу. Важно не просто вкусно «не есть» в пост, но прислушиваться к голосу Церкви, а Церковь призывает «постимся братия телесно, постимся и духовно». Проходя дни поста, мы должны думать и о пользе для души, чтобы не делать того, что принесет вред, иначе само по себе воздержание в пище ничего не даст. Результат дает совокупность усилий, когда человек и ограничивает себя в пище, и духовно трудится. Пост — это духовно-телесное делание: и тело трудится, и душа. Будем учиться в пост уклоняться от зла, укрощать страсти и творить благо, т.е. делать добрые дела, а если и согрешили, то чаще обращаться к Богу и через Таинство покаяния получать прощение грехов.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.